© 2022 Издательство журнала EdExpert
ШКОЛА. НОВАЯ ВОЛНА

В большой мир через маленький Дилижан

Первый колледж UWC на постсоветском пространстве дает возможность своим студентам поступить более чем в 1000 мировых вузов и менять мир к лучшему
Мария Иванова
Дилижан - Москва
В 2006 году социальные инвесторы и предприниматели Рубен Варданян и Вероника Зонабенд задумали создать международную школу, в том числе чтобы через образование помочь развитию Армении.
Разработанная Рубеном и Вероникой концепция международной школы совпала с ценностями движения UWC, основанного в 1962 году в Уэльсе. Его основная идея — превратить образование в силу, объединяющую людей, нации и культуры во имя мира и стабильного будущего. Обучение во всех колледжах системы UWC построено на программе международного бакалавриата (International Baccalaureate, IB) и ведется на английском языке. Спустя восемь лет колледж в Дилижане принял первых студентов, а сейчас UWC Dilijan — это международная школа-пансион более чем для 200 подростков 16–18 лет из 82 стран мира. Обучение длится два года, выпускники получают диплом международного бакалавриата (IB Diploma). Он дает право на поступление более чем в 1000 вузов мира, включая университеты Лиги плюща и ведущие учебные заведения Великобритании и Франции. Ребята из первых наборов UWC Dilijan уже учатся в Принстоне, Йеле, Дьюке, Колумбийском университете. Критическое мышление, креативность, адаптивность и проектный подход — развитию этих навыков XXI века в Дилижане уделяют особое внимание. Основное образование охватывает шесть групп предметов: математика, естественные науки, гуманитарные/ социальные науки, искусство, родной язык и литература, иностранный язык и культура. Каждый студент выбирает по одному из предметов каждой группы стандартного или продвинутого уровня. Только шестая группа предметов — искусство, включающая визуальное искусство, фотографию, керамику, музыку, театр, является необязательной. Хотя она очень популярна среди студентов.
Ярослав
Ярослав Забавский закончил UWC Atlantic, первый из колледжей системы UWC. Один из преподавателей Джеймс Мендельсон вдохновил его на то, чтобы взять в руки фотоаппарат и снимать. Поступив в Earlham College в США, юноша из России осознал свое призвание и выбрал искусство в качестве основного образовательного направления со специализацией на аналоговой фотографии и керамике. Закончив обучение, он, как и планировал, вернулся домой. (Все колледжи UWC настраивают студентов на возвращение после получения международного образования, чтобы работать на благо своей страны.) Два года преподавал фотографию и заведовал мастерской аналоговой печати в Британской высшей школе дизайна. Как и любой выпускник UWC, Ярослав всегда оставался связанным с движением, ежегодно участвуя в инициативах Национального комитета UWC в России.
Отбирая российских студентов для открывавшегося в 2014 году нового колледжа UWC в Армении, он заинтересовался возможностью вернуться в «семью» UWC и с удовольствием откликнулся на предложение колледжа преподавать визуальное искусство с упором на керамику и аналоговую фотографию. Благодаря сильным преподавателям на кафедре искусство уже стало визитной карточкой UWC Dilijan. Предмет «визуальное искусство» с нуля выбирают очень много студентов (по 25 человек на каждом курсе на данный момент). Зачастую при поступлении в колледж студенты не умеют рисовать, лепить, фотографировать, но, выбрав этот предмет, они обнаруживают в себе таланты и после продолжают изучение искусств в университетах, таких как Ringling College of Art & Design,Wellesley College, Bennington College, University of British Columbia и других. Кроме преподавания, Ярослав является наставником семи студентов колледжа. Помимо официально положенных встреч раз в неделю, в ходе которых студенты делятся своими тревогами и радостями, а преподаватели помогают решать возникающие вопросы, они всегда остаются на связи друг с другом в школе. Эта связь помогает ощущать колледж из 200 студентов и 44 преподавателей как большую семью, где все знают друг друга по имени, сочувствуют проблемам, помогают преодолеть неудачи, радуются успехам.
Как поступить
Обучение в Дилижане стоит 70 000 долларов за два года. Но 96 % студентов здесь обучаются на полные или частичные гранты, которые выделяет им колледж, а также благотворительный фонд. Средний размер гранта составляет 82 %. В колледже есть студенты, родители которых могут оплачивать обучение полностью, однако большая часть студентов — это представители семей среднего класса, чьи доходы не позволяют тратить такие суммы на довузовское обучение. К тому же в UWC Dilijan учатся беженцы, дети из конфликтных регионов, которым колледж также покрывает карманные расходы и помогает, например, с одеждой. Все гранты выдаются по потребностям (так называемая система need-based), чтобы все студенты были примерно в равных условиях. Финансовая оценка семьи происходит уже после того, как студент прошел отбор в систему UWC. Отбор в 17 колледжей UWC возложен на национальные комитеты UWC, которые есть в 155 странах мира. Кандидаты отбираются для движения UWC в целом, а уже затем те, кто успешно прошел отборочные испытания, распределяются по колледжам. Отбор сложный, трехступенчатый: сначала рассмотрение заявки, потом онлайн-интервью, а на последнем этапе — общение с преподавателями и психологами, игры и работа в команде сразу всех финалистов. В UWC отбирают молодых людей, стремящихся изменить мир, сделать его лучше и при этом готовых жить в другой стране далеко от родителей вместе с представителями разных стран, учиться на другом языке, совершенствоваться интеллектуально и духовно.
Демократия в управлении

Управление школой совмещает в себе принципы традиционного вертикального менеджмента с элементами горизонтальных связей.
Горизонтальные связи в школе — это постоянное непосредственное общение преподавателей, руководства и студентов и влияние друг на друга.

Вертикальное управление устроено следующим образом: Совет управляющих, в который входят основатели школы и ведущие эксперты из сферы образования разных стран, контролирует работу и продумывает стратегию развития школы. У директора школы есть три заместителя — по административной, воспитательной и учебной работе. Заместитель директора по воспитательной работе (pastoral) курирует так называемых house parents (в UWC Dilijan они называются toon parents — от армянского «тун» — «дом»), основная задача которых — создание семейной атмосферы для студентов на кампусе. За успехами студентов в учебе следят наставники (tutors), у каждого из которых под патронажем находятся примерно по семь ребят. Заместитель директора по учебной работе отвечает за образовательную программу, заместитель директора по административной работе — за инфраструктуру. В колледже есть также координатор внеклассного образования, который курирует многочисленные проекты так называемой программы Creativity-Action-Service (CAS), которая является неотъемлемой частью обучения по системе IB. В колледже работает координатор IB, поддерживающий связь с международным офисом IB и следящий за соблюдением всех правил этой образовательной программы.
Ребята участвуют в управлении школой через студенческий совет, предлагающий идеи, которые при наличии четкой аргументации могут быть приняты. В частности, он был серьезно вовлечен в дискуссию об улучшении и о разнообразии жизни на кампусе. По предложению совета в общих комнатах общежитий были установлены проекторы и подключено Apple TV с подпиской на Netfl ix. Также школа изменила политику относительно выезда за пределы кампуса на уик-энд, студентам предоставлена большая свобода. Представители студенческого совета встречаются с руководством школы раз в неделю. Результаты сообщаются всей школе. По понедельникам после уроков проходят собрания всего колледжа, на которых студенты и преподаватели анонсируют мероприятия, объявляют новости, высказывают наболевшее, обсуждают мировые события.
Дениз
Директор UWC Dilijan — британка Дениз Дэвидсон*, которая уже 50 лет работает в области образования и управления школами в разных странах. Она приехала в Армению для проведения консультаций на три месяца, но работает здесь уже два года. На мой вопрос, что самое сложное в работе, ответила: «Отчислять детей, которым не удалось стать частью UWC». По ее словам, главный принцип сохранения баланса между свободой и ответственностью — это переговоры. «Переговоры — основной инструмент, позволяющий удерживать баланс интересов всех групп участников образовательного процесса: учредителей, доноров, членов совета управляющих, руководства школы, преподавателей и студентов», — говорит она. Работать и жить на одной территории — это серьезный вызов как для студентов, так и для преподавателей, поэтому возник вопрос о балансе личной жизни и работы. Дениз решает его по-своему. Она считает, что отдых и сохранение позитивного настроя — залог долгой и плодотворной работы на своей позиции: «Я встаю рано утром и иду в бассейн. Иногда уезжаю из города, чтобы немного выйти за пределы кампуса. Путешествую. Но вообще я считаю, что принцип work-life balance придумали те, кто не любит свою работу. Я вообще за то, чтобы заниматься только тем, что любишь, поэтому это просто вопрос приоритетов и тайм-менеджмента — найти время и организовать все таким образом, чтобы можно было удобно работать». Пятеро взрослых детей и внуки Дениз живут в разных частях света, но они постоянно общаются через мессенджеры. Несмотря на солидный опыт работы, Дениз постоянно учится. Личное общение с руководителями других колледжей, обмен опытом позволяет удерживаться в авангарде и управлять более эффективно.
* По решению совета управляющих
UWC Dilijan в августе 2018 года Дэвидсон оставит свой пост, новым директором
станет Габриэль Абад Фернандес, занимающий до августа пост директора пансиона в колледже UWC в Сингапуре.
Just Dilijan it!
Система IB разделяет холистический подход к образованию, а движение UWC усиливает его, добавляя к внеклассным занятиям и занятиям различными видами спорта проекты по взаимодействию с местным сообществом. Колледж регулярно приглашает спортивные команды разных местных школ и организаций Армении на соревнования по футболу, баскетболу, водному поло и другим видам спорта. В них могут участвовать и команды колледжа, но иногда школа предоставляет другим командам свою современную спортивную инфраструктуру (футбольное поле по стандартам FIFA, спортивный зал, бассейн). К слову, передовое спортивное и учебное оборудование колледжа используется и в летний период: на место студентов колледжа UWC Dilijan, отправляющихся на каникулы, приезжают участники летних образовательных программ Just Dilijan It! В этот период стены колледжа ждут ребят от 6 лет (вместе с родителями) до 16.
Студенты колледжа основывают свои проекты и исследования на потребностях местного сообщества. Например, организуют курсы английского языка для детей технического персонала колледжа, учат песни на английском языке и играют с ребятами. Студенты сами разделили их на возрастные группы, выбрали методику преподавания. Другой студенческий проект, находящийся в процессе разработки и поиска возможностей для претворения в жизнь, посвящен сбору пластиковых отходов и их переработке в листовую пластмассу, которую можно использовать для теплоизоляции старых домов. Дело в том, что в Армении нет центрального отопления, на обогрев зданий тратится очень много ресурсов. Этот проект способен помочь семьям, оказавшимся в стесненных обстоятельствах, согреть свои дома зимой. Он также улучшит ситуацию с переработкой пластиковых отходов, которые отравляют окружающую среду и наносят вред здоровью.

Одновременно с основанием школы семейный фонд Рубена Варданяна и Вероники Зонабенд (RVVZ Foundation) поддержал создание Dilijan Community Center, который стал центром дополнительного образования для детей и взрослых этого города. Благодаря работе центра жители небольшого Дилижана (население всего 17 тысяч человек) приобщаются к международной жизни UWC Dilijan. Проекты, инициируемые студентами колледжа, находят поддержку и своих последователей среди участников этого комьюнити-центра. Большой акцент Dilijan Community Center делает на участие дилижанских подростков в жизни города. Так, ребята работали над дизайном «Кафе № 2» (к слову, они могут туда устроиться на работу), запустили местное интернет-радио и с гордостью сообщают, что за год к ним присоединились 28 000 уникальных слушателей, издают городскую газету. Центр также способствует развитию предпринимательства среди взрослых. Например, местные женщины-рукодельницы создают сувениры на продажу.
82 точки зрения
Второкурсница Анастасия из России в школе увлекалась философией, но никто из ее окружения не относился к этому серьезно. Что это за профессия? Как этим можно зарабатывать? Ответы девушка получила в Дилижане. Полтора года она изучала предмет «Теория знаний» (Theory of Knowledge), который является важной частью IB, и уже подала предварительные заявки в различные вузы мира. «Пока это не Оксфорд, но пять других колледжей готовы обсуждать мое поступление», — говорит она. Основное отличие учебы в России от учебы в UWC Dilijan в том, что преподаватели колледжа помогают найти возможности для реализации личных амбиций: совмещают интересы каждого конкретного студента с существующими возможностями в мире, помогают подготовить документацию для поступления, поддерживают, в том числе морально. Влад из Белоруссии на вопрос, кем он хочет быть, улыбнулся и ответил, что пока не готов об этом думать. Это его первый год в колледже, и он еще привыкает к учебе и жизни здесь. Что для него оказалось очень важным, так это большие возможности для занятий спортом. В Минске ему пришлось бы потратить много сил и времени, чтобы передвигаться от одного спортивного центра до другого, а здесь все находится в одном месте.

Вот что ребята единогласно выделили в качестве бонуса обучения в колледже UWC Dilijan:

  • Общение с преподавателями на равных. Учителя с уважением и всерьез относятся к мнению студентов. В России и Белоруссии практически невозможно представить, чтобы учителей и директора можно было называть по имени, вместе с ними обедать в столовой и разговаривать на совершенно разные темы.
  • Возможность посмотреть на позицию, которая есть у тебя по тому или иному вопросу, с 82 точек зрения. Поскольку колледж развивает критическое мышление, применяя дискуссионный формат обучения, любая позиция по любому вопросу обсуждается с разными людьми и корректируется с учетом аргументации других студентов. Это очень важно для формирования целостной позиции как о ценностях, будущем, так и с бытовой точки зрения (совместного проживания, деятельности, проведения досуга). А еще с прошлого года в колледже появилась традиция музыкальных представлений во время пятничной большой перемены. В одну из таких пятниц студенты, выбравшие для своих внеклассных занятий (CAS) создание музыкальных картин (sound painting), импровизировали: танцевали, пели, делали пантомимы, играли на различных музыкальных инструментах под руководством преподавателя театрального искусства Джейсона Ласки. В действе участвовали ребята из Дилижана, которые не являются студентами колледжа (это та самая интеграция в местное сообщество). Это не было масштабным концертом, посвященным какой-то значимой дате. Казалось бы, просто музыкальный номер, но в рекреационной зоне учебного корпуса собрался почти весь колледж: ребят снимали на телефоны, фотографировали, словом, зрители тоже принимали участие в процессе. Ощущалось уважение ко всему, что приготовили коллеги-студенты, и готовность присоединиться к ним. А в конце поздравляли одну из девушек из зала с днем рожденья — все радостно подхватили Happy birthday to you. Это трогательно и очень важно, что твои друзья и сокурсники помнят об этом, особенно если их более 200 человек.
UWC (United World Colleges) — это всемирно признанная образовательная система, основанная в 1962 году, в которую входят 17 школ и колледжей в таких странах, как Армения, Босния и Герцеговина, Великобритания, Германия, Индия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Канада, Китай, Коста-Рика, Свазиленд, Сингапур, США, Таиланд и Япония. Обучение учащихся 16–18 лет ведется по двухгодичной предуниверситетской программе международного бакалавриата (IB) на английском языке высококвалифицированными преподавателями из разных стран. В колледжи UWC принимают социально активных и творчески одаренных детей, места в колледжах распределяются на конкурсной основе. В настоящий момент в рамках UWC работает более 150 национальных комитетов.
EDАНКЕТА
1. UWC Dilijan
http://uwcdilijan.org/
+374 60 750 800
Communications@uwcdilijan.org
ARMENIA 7 Getapnya Street, 3903, Dilijan


2. Учредитель
Семейный фонд Рубена Варданяна и Вероники Зонабенд RVVZ Foundation.

3. Место и дата основания
Город Дилижан, республика Армения; 2014 год.

4. Миссия и ценности
Миссия: UWC Dilijan – это сообщество, которое стремится к достижению более мирного, справедливого, социально и экологически ответственного общества, предоставляя студентам из разных стран, различной социальной, религиозной и этнической принадлежности всестороннее образование, трансформирующее личность и открывающее новые возможности. Цель колледжа как неотъемлемой части Дилижана – оказывать положительное влияние на жизнь его жителей, на регион, страну и мир в целом.
Основополагающая ценность UWC Dilijan – это стремление к устойчивому саморазвитию во всех аспектах – от интеллектуального и духовного роста до ответственного отношения к природе.


5. Размер инвестиций и капиталовложений
150 млн долларов

6. Здание школы
Кампус UWC Dilijan проектировало британское архитектурное бюро Tim Flynn Architects. Перед специалистами стояла непростая задача – гармонично вписать здания в окружающий ландшафт национального парка. Ее удалось решить благодаря застройке невысокой этажности и максимальному использованию природных материалов в отделке. Даже стены и крыша колледжа «зеленые»: по специальной технологии на них высажены местные растения. Экологичность вообще одна из особенностей коллежа. Например, для зданий используются возобновляемые источники – собирается дождевая вода, которая идет на технические нужды, за счет больших окон в помещениях и прозрачной крыши много естественного освещения. Такой «зеленый» подход подтверждают престижные международные награды, среди которых сертификат по экологическому строительству BREEAM, премии IGRA Green Roof Leadership Awards, FIABCI Prix d'Excellence, European Property Awards и Build School 2017.

7. Преподавательский состав.
Состав, количество: 42 учителя из 16 стран. 5 студентов на 1 преподавателя

8. Учащиеся.
Количество: 210 в 2016/2017 учебном году
Принципы и процедура отбора учеников: принципы UWC, через более чем150 национальных комитетов.
Стоимость обучения: $70000, но 96% студентов учатся на полные или частичные гранты. Средний размер гранта составляет 82%


9. Дополнительное образование: основные направления.
Внеклассное образование является неотъемлемой частью программы IB Diploma и называется Creativity-Action-Service (Творчество-Активность-Служение). В рамках именно этой программы реализуется один из важнейших принципов Курта Хана, основателя UWC, - «образование через опыт», при этом в UWC делают упор на последнюю часть – «служение». «Творчество» - это издание школьной газеты и работа в керамической студии, «Активность» - это всевозможные занятия спортом, «Служение» - это проекты, нацеленные на помощь сообществу: обучение местных детей иностранным языкам, плаванию, забота о брошенных животных, работа на строительстве домов нуждающимся, взаимодействие с местными и международными НПО.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: