Понять механику, динамику или оптику гораздо проще, увидев их в действии. На уроке можно дать определения и записать на доске формулы для кинетической и потенциальной энергии — и считать тему пройденной. А можно собрать экспериментальную установку и показать, как генерировать энергию с помощью приводного рычага, ветряка или солнечных батарей. Затем использовать мультиметр, который зафиксирует уровень накопленной энергии, и попросить сравнить эффективность каждого способа с помощью микрокомпьютера. Звучит сложно, но только потому, что эта установка не стоит перед вами. Физика реально работает и не кажется скучной, когда состоит не только из формул и схем в тетради.
Лидия Белиовская, учитель информатики, руководитель Межшкольной лаборатории по робототехнике на базе ГОУ «Лицей 1557», одной из первых познакомилась с решениями LEGO Education в России и начала применять их в школе. «В НТТМ начала XXI века кто-то из школьников умел программировать, кто-то конструировать модели. Это два довольно трудоемких и временнозатратных рода деятельности. Но лишь счастливчики, знакомые с LEGO, могли создавать «живых роботов», осуществлять почти все свои идеи. С LEGO многое было несложно и быстро. Для начинающих работать с LEGO: если вы хотите проверять алгоритмы работы систем, исследовать механику, знакомиться с теорией автоматического управления, наглядно тестировать созданные вами программы, работать в команде, это оборудование для вас. Не надо изучать постоянно меняющиеся и быстро модернизирующиеся элементы оборудования, не волнует, по какой шине и как идет сигнал, как согласовать электронику, как правильно создать и изготовить электрическую схему», — рассказывает педагог.
С оборудованием LEGO дети не просто находятся в процессе работы над проектом, а создают и получают сначала прототип, а потом готовый продукт. Такой род деятельности необычен для современных школьников. В большинстве случаев они привыкли работать по аналогии, а положительного опыта создания нового на основе имеющихся знаний у учеников нет. «С помощью LEGO MINDSTORMS ученики могут понять, для чего нужна математика, физика, — рассказывает Белиовская. — Чтобы робот двигался по линии, надо найти среднее арифметическое значение. А для победы на соревнованиях еще надо научиться определять величину отраженного света, знать о системе координат, управлять сцеплением колес, понимать, от чего зависит сила трения и как она поможет».
Почти все бывшие ученики Лидии Белиовской закончили технические вузы и работают в областях, связанных с техникой и программированием. Они делают манипуляторы для микрохирургии, занимаются подводными роботами, развивают технологии распознавания лиц, с помощью машинного обучения расшифровывают речь дельфинов, разрабатывают интерфейсы айтрекинга. Но многие из них одновременно со своей интересной и непростой научной деятельностью занимаются преподаванием в школе и выездных летних лагерях робототехники.
У сегодняшних выпускников задача не из простых — им предстоит работать в абсолютно новых научных сферах и приобретать профессии, которые только появятся через 10–15 лет. По данным LEGO Foundation, 65 % нынешних учеников начальных классов будут работать по специальностям, которых пока еще не существует. Но уже сейчас можно предположить, что в любой из этих областей, будь то медицина, инженерное дело, ракетостроение или управление большими данными, необходимо знание программирования.