© 2022 Издательство журнала EdExpert
ШКОЛА. НОВАЯ ВОЛНА

Learn. Lead. Change the world

Гимназия им. Е. М. Примакова вступила в свой второй учебный год. Это флагманское образовательное учреждение Московской области. Здесь, по словам директора, есть все условия для воспитания лидеров, способных менять мир к лучшему.
СПРАВКА
Майя Майсурадзе

директор гимназии им. Е. М. Примакова
Британия или Подмосковье?
Майя Отариевна, о возглавляемой вами школе многие слышали, но, в сущности, о ней известно не так много. Как бы вы коротко рассказали о гимназии?
— В нашей гимназии обучаются дети от 2,5 до 18 лет. У нас реализуется билингвальная программа. Особенностью учебного дня является по-своему уникальное расписание, которое сочетает урочную, внеурочную деятельность и дополнительное образование. Мы стремимся, чтобы ребенок с утра и до самого вечера находился в интересной атмосфере обучения, творчества, созидания и развития.

Не менее важен для нас воспитательный аспект работы с обучающимися, трансляция базовых ценностей, ориентация школьников на успех в интересах своего государства, родных и друзей, общества в целом.

Быть лучшей школой для каждого ученика и для каждой семьи, наверное, это недостижимая цель, к которой мы будем стремиться. Но то, что есть уже сегодня, это гимназия, которая предоставляет возможности для всестороннего развития, полноценного воспитания и качественного образования. Гимназия для тех, кто хочет идти вперед, кто не боится трудностей и верит в себя и свои мечты. Learn. Lead. Change the world.
Какова ваша целевая аудитория? Расположение неподалеку от Рублевки, билингвальное образование предполагают ориентацию на обеспеченных родителей…
— Гимназия расположена практически на МКАД, что делает ее доступной для жителей области и Москвы. К нам легко добраться не только из ближайшего Подмосковья, но и с запада, юго-запада и даже из центра столицы. Нынешние ученики проживают в основном именно в этих округах.

Обучение ведется на двух языках — русском и английском. На английском преподают как учителя из России, так и педагоги — носители языка из Великобритании, Канады, США, ЮАР, Австралии. Все школьники в обязательном порядке изучают предметы российского стандарта и дисциплины, традиционные для англоязычной системы образования. Это сочетание уникально и дает нам серьезное преимущество. Ценовая же политика очень демократична: ежемесячная плата составляет 50 тысяч рублей.

Подчеркну, что особые преференции получают победители и призеры регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников. Гимназия нацелена на интенсивное образование, и эти дети учатся бесплатно.

Таким образом, целевая аудитория школы многообразна и не сводится к жителям определенного района Подмосковья, хотя многие из них рады, что детей можно обучать по «английской» программе, а не отправлять жить вдали от семьи.
Под «английской» программой подразумевается диплом IB?
— Не только. Гимназия действительно подала документы на авторизацию программы IB DP, и уже с 2020 года выпускники будут иметь возможность, наряду с российским аттестатом, получать диплом IB. Но с первого дня работы 30 % учебного плана составляют предметы на английском языке.
Есть ли сотрудничество с отечественными вузами?
— Нашими стратегическими партнерами являются МГУ имени М. В. Ломоносова, МГИМО, НИУ ВШЭ, МФТИ, МГОУ, Институт русского языка имени А. С. Пушкина.

Профессорско-преподавательский состав этих вузов включен в олимпиадную подготовку, проектную и исследовательскую деятельность гимназистов. Ученики старших классов в течение года посещают лаборатории МГУ, участвуют в круглых столах и пробных экзаменах, организуемых МГИМО.
Школы новой волны строят довольно амбициозные планы. Каков ваш план развития?
— Мы реалисты и выступаем за здоровую амбициозность, поэтому заявлять о высоких достижениях в будущем времени всегда стараемся с большой осторожностью. По прошествии года появились конкретные цифры, которыми мы можем поделиться.

В 2017–2018 учебном году — а это первый год работы — в гимназии обучались 620 человек. Совместными усилиями мы добились действительно впечатляющих академических результатов. Появились первые выпускники, 80 % из которых набрали 220 и более баллов по итогам государственной итоговой аттестации, двое получили золотые медали «За особые успехи в учении». 100 % выпускников девятого класса по трем предметам получили 12 баллов, двое получили аттестат с отличием и продолжат свое обучение в профильных группах. Команда гимназистов очень успешно выступила на Всероссийской олимпиаде школьников. В копилке 18 дипломов регионального этапа по английскому, русскому и французскому языкам, литературе, обществознанию, истории, праву и экологии, есть и призер заключительного этапа. Планируем держать эту высокую планку и, формируя компетенции нового времени, внимательно относиться к академической составляющей.

Если говорить о среднесрочных планах, то в наши задачи входит увеличение контингента до трех классов в параллели, авторизация программы международного бакалавриата, о которой мы уже упоминали, и вхождение в рейтинги лучших школ России.
Кого вы видите главными конкурентами школы как бизнес-проекта и как образовательного проекта?
— Конкуренция — понятие многозначное. Можно конкурировать в ценовом сегменте, сравнивать степень оснащенности, подсчитывать упоминания в СМИ и пр. Мы соревнуемся с самими собой вчерашними. В образовательном аспекте ориентируемся на лучшие российские школы, демонстрирующие сильнейшие академические результаты, и на международные образовательные центры. Сейчас перенимаем опыт известной сингапурской школы для одаренных детей Hwa Chong.
Занятия на лугу и цифровая среда
Складывается впечатление, что ваши ученики все время только учатся.
— Мы большое внимание уделяем здоровью наших учеников и их спортивной форме: начинаем день с общешкольной зарядки, проводим первенства по разным видам спорта, участвуем в президентских состязаниях, получаем значки ГТО и просто стараемся проводить много времени на свежем воздухе в активных играх. Для нас нормально, когда занятия проходят на лугу рядом с гимназией.

Кроме того, наши ученики — активные участники социальных проектов. Самое масштабное мероприятие, проведенное в этом году, — новогодняя благотворительная ярмарка, средства от которой были направлены в фонд «Подари жизнь». Помимо этого, гимназисты стали волонтерами на «Душевном базаре», собирали игрушки для «Коробки храбрости», участвовали в экологических акциях. Этот год показал, что многие мероприятия станут традиционными. Важно, чтобы ребенок любого возраста мог внести посильный вклад в общее дело. Так учатся социальной ответственности за себя и окружающих.
В современном мире инфраструктура — ключ к успеху. Какие реализованные в школе решения работают на результат?
— В первую очередь, конечно, информационное пространство, без преувеличения одно из самых современных в России. Наши информационные решения рассчитаны на повсеместное применение мобильных и смешанных технологий обучения, на применение модели «один ученик — один iPad», которую гимназия поэтапно реализует одной из первых в стране. Все учебные кабинеты оснащены интерактивными панелями CleverTouch и моноблоками iMac. Создана безбарьерная информационная среда, простота работы в которой побуждает учителя к ее каждодневному использованию.

Просторные холлы и коридоры, трансформирующиеся в зоны коворкинга, современная библиотека, цифровые лаборатории — все это открывает возможности для творчества учителей и учеников. Гимназисты, поступающие в школу, отмечали, что современная архитектура здания, открытость пространства привлекают и мотивируют их. Мы, взрослые, не осознавали, что здание тоже может быть мощным стимулом для обучения!

Еще одно преимущество — единство дошкольного и школьного отделений. Мы все учимся в одном здании. Само пространство помогает решать задачу преемственности между ступенями образования.
Общая площадь территории — 4,5 га, на которой расположены:
• детские площадки
• прогулочные зоны
• беговые дорожки
• футбольное поле
• площадки для игры в баскетбол и волейбол

Общая площадь здания — 30 789,0 кв. м, включающая в себя:
• актовый зал на 338 мест
• библиотеку
• спортивные залы
• три бассейна
• зал для занятий хореографией
Улыбки вместо бланков
У вас есть школа и детский сад. Какой из проектов вызвал больший интерес? Такое распределение было ожидаемо?
— Начну с того, что поступление в гимназию — это в любом случае прохождение вступительных испытаний. Оценка уровня знаний и потенциальных способностей кандидатов проводится в рамках предметных и психолого-педагогических тестирований, зарекомендовавших себя как эффективный инструмент отбора. В этом смысле мы довольно консервативны. Билингвальная программа обязывает нас проверять знание английского языка, начиная с четырехлетнего возраста. И, конечно, поступающие во 2–11 классы проходят письменное тестирование по математике и русскому языку.

Оригинальной частью приемной кампании является проведение полноценного учебного дня для кандидатов. Это позволяет педагогам увидеть, как ребята работают в команде, ориентируются в нестандартной обстановке, проявляют лидерские качества. За безликими исписанными бланками тестов возникают живые, улыбчивые, любопытствующие лица.

Наконец, нам очень важно познакомиться с родителями, чтобы сверить ценностные ориентиры и убедиться в том, что ожидания семьи и наши возможности совпадают.

Какое из отделений востребованнее? Разделить их невозможно, это единый организм. В 2017–2018 учебном году конкурс на место составил пять человек в школу и восемь человек в сад. Мы понимаем, что востребованность сада коррелирует с успешностью школы. Несомненно, многие родители предпочитают доверить гимназии малыша в самом раннем детстве, осознавая, что такое вхождение в билингвальную среду является гармоничным и эффективным.
Как вы определяете политику в области дополнительного образования? Стараетесь дать возможность максимального выбора или следуете какому-то вектору?
— Система After School Clubs в гимназии — неотъемлемая часть единого образовательного процесса. Мы уверены: каждый ребенок одарен, нужно лишь помочь ему раскрыть свой талант в разных областях (Arts and Crafts, Sports, Stem, Humanities), давая ему порой даже избыточный выбор.
Наиболее востребованными в прошлом учебном году были такие объединения дополнительного образования, как:
  • Академия акварели и изящных искусств народного художника Сергея Андрияки
  • Балетная школа народной артистки Илзе Лиепы
  • РАМ им. Гнесиных
  • Школа художественной гимнастики чемпионки мира Амины Зариповой
  • Детский театр на воде олимпийской чемпионки Марии Киселевой
  • ART-абонемент «Современная литература с Галиной Юзефович»
  • Олимпиадная математика от «Учи.ру»
«Хогвартс» для лидеров
На что вы ориентируетесь при подборе кадров? Сформулировали ли принципы, которых придерживаетесь?
— Главный принцип — это сочетание профессионализма и личностных качеств педагога. Важно, чтобы учитель мог работать на результат, имел опыт работы с олимпиадниками, включался в проектную и исследовательскую деятельность на равных с вузовскими преподавателями, был открыт к восприятию нового опыта, умел вести совместную работу с носителями английского языка.

Академическая команда школы представлена как опытными, так и молодыми педагогами. Наши учителя работали в ведущих школах Москвы, среди которых СУНЦ МГУ, гимназии 1514, 1543, 45 им. Л. И. Мильграма, лицей «Вторая школа». Мы — команда единомышленников, которые взаимодействуют и учатся друг у друга, делятся опытом и следуют принципу life long learning.
Издание «Мел» писало, что в гимназии приняты правила знаменитого «Хогвартса».
— У нас действительно многое, как в «Хогвартсе»: четыре дома (Houses), возглавляемых хаус-мастерами, гербы и девизы, соревнования, поощрительные баллы и даже распределительная шляпа. За внешней атрибутикой стоит формирование реальной системы ценностей. Внутри коллектива учеников складывается атмосфера дружеского соперничества, взаимного уважения, проявляются командный дух и лидерские качества. Такая обстановка создает ситуацию успеха: ребенок верит в свои силы, идет к цели, учится анализировать свои сильные и слабые стороны, делать осознанный выбор.
И последний вопрос — ваше профессиональное открытие года?
— Планируя запуск гимназии, мы с коллегами вдохновились идеей с рабочим названием «100 вопросов лидеру». Хотелось приглашать на встречи с гимназистами известных людей, которые многого добились в жизни и являются признанными профессионалами. Дети могли бы узнать из первых уст о таких важных нравственных основах и человеческих ценностях, как любовь к Родине, милосердие и взаимопомощь, дружба, мужество, умение принимать решения и нести за них ответственность.

В тот момент никто не мог предположить, что проект станет визитной карточкой гимназии. Встречи с гостями производят неизгладимое впечатление на всех присутствующих. В зале царит совершенно особая атмосфера доверия и доброжелательности, дети ведут диалог с взрослыми на равных.

Наши гости очень разные и харизматичные: Чулпан Хаматова, Александр Карелин, Илзе Лиепа, Сергей Безруков, Наталья Рагозина, Стивен Сигал. Все они здесь и сейчас меняют наш мир к лучшему, преподносят настоящий урок чести, ответственности и преданности своим идеалам. Урок, который, несомненно, будет усвоен.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: