© 2022 Издательство журнала EdExpert
ШКОЛА. НОВАЯ ВОЛНА

Холистика, идентичность и бизнес-инструменты

Одно из самых ожидаемых событий этого года — запуск частной школы «Летово» в Новой Москве. В 2008 году у бизнесмена Вадима Мошковича возникла идея создания школы для способных и мотивированных детей. Спустя десятилетие затраты на этот амбициозный проект составили около 200 миллионов долларов. Что ждет счастливчиков, которые 1 сентября придут в «Летово»? Чем школа станет для российского образования — фантастической картинкой, профессиональным ориентиром или вызовом? Директор «Летово» Михаил Мокринский ответил на вопросы EdExpert.
Денис Кравченко
Издатель журнала EdExpert
СПРАВКА
Михаил Геннадиевич Мокринский

Директор школы «Летово», член управляющего комитета программы «Учитель для России», советник руководителя Департамента образования Москвы по вопросам инновационного развития образовательных систем и организаций. Михаил Мокринский руководил московским лицеем № 1535 с момента основания и вывел его на первые строчки рейтинга лучших школ России. Позднее возглавлял Центральное окружное управление образования, принимая участие во множестве образовательных проектов и реформ как на региональном, так и на федеральном уровне.
Пересборка
Михаил Геннадиевич, до запуска «Летово» остается полгода. Вы набираете учеников 7-9 классов. Что должно произойти за это время?
— Одна из главных задач оставшихся месяцев — пересборка, настройка того, что мы создали за месяцы и годы подготовки. Есть программа, ее надо примерить на разные группы учащихся. Учитель в тонкостях понимает степень сложности материала, но теперь он должен примерить на разные группы детей трудности освоения, возможные решения, ресурсы, тактики. Сложность — это про материал, трудность — про разные стили познания и про разные особенности интересов, мотиваций и т.д.

Среди наших учителей есть те, которые тестируют разработанные подходы в разных московских школах в формате отдельных уроков. Есть возможность посмотреть, как это работает в системе дистанционного обучения. Систематизация, улучшения, творческие открытия происходят на уровне программы, учебных материалов, тестовых уроков. Все учителя пришли из успешных и очень разных школ, это опытные педагоги. И тем важнее построить систему, в которой одновременно происходит углубленное профессиональное развитие, формирование тех кирпичиков, из которых строятся уроки и программы, и в которой все договариваются о стратегии взаимодействий, стратегии достижения сложных образовательных целей, включающих предметные компетенции, ролевой опыт, познание себя и саморазвитие.

Первые учителя присоединились к команде два года назад, они прошли за это время серьезную профессиональную переподготовку. Для кого-то в пятьдесят с лишним лет стала мощным вызовом задача выйти за рамки зоны комфорта и успеха. Я с огромным уважением смотрю на их решимость искать и строить новое качество образования. Простое «давайте попробуем это и это» теперь интегрируется, собирается, балансируется так, чтобы все хорошо понимали, как учителя разных предметов и администрация договариваются о правильной программе не «вообще», а применительно к этому классу, направлению обучения, к этой группе детей. Это работа последних шести месяцев.
Одаренность
Возвращаемся к набору. Сколько детей придут в «Летово» 1 сентября? Откуда они?
— У нас будет по полусотне ребят в 7-м и 8-м классах и немного побольше в 9-м. Весной состоится уже третий, заключительный раунд набора. География очень широкая. Большинство ребят из Москвы, но хорошо представлены и другие регионы.
Получается, вы сейчас бросаете спасательный круг этим семьям и этим ребятам. Потому что они уже подростки, они во многом сформировались. Как вы считаете, когда нужно подхватывать ребят с исключительными способностями?
— Нет одного правильного ответа. Он складывается на пересечении разных способов принимать решения. Обучение одаренных внутри классов обычных школ и отбор для профильного обучения — обе модели имеют свои сильные и слабые стороны, аргументы за и против. Вопрос только, во что ты веришь и что ты умеешь делать лучше. Мы выбрали модель, в которой ребята с разными ярко проявившимися способностями будут помогать друг другу прибавлять за счет того, что есть микрогруппы, сформированные по уровню интересов и способностей. Например, есть несколько ребят, увлеченных филологией, или несколько человек, увлеченных обществознанием либо экономикой. Им хорошо, поскольку уровень их совместной работы очень высокий, а темп быстрый. Это то, что им нужно!

Но при этом они не монополисты, они все время сталкиваются с тем, что в твоем классе, в твоей параллели, в твоем потоке есть десятки талантливых ребят, у которых совершенно другие интересы, приоритеты, и ты не можешь быть лучшим во всем. У тебя свой способ самореализации, но у тебя есть и возможность крутить головой на 360 градусов, радоваться открытиям и достижениям других. Вместе с ними ты можешь оказаться ведомым, но вместе с тем счастливым человеком, потому что тебе интересно рядом с сильными ребятами в самых разных областях.

Что важно еще отметить, говоря о конструировании нашей работы с одаренностью? Школа должна научиться достраивать академическую жизнь и исследовательскую стратегию работы с одаренностью. Помимо того что ребенок самоутверждается в предмете, он должен получить опыт формирования компетенций и опыт самореализации в разных аспектах. Важно донести до ученика: большая часть того, что тебе предстоит делать, не просто для творческого самовыражения, а часть решения какой-то задачи. И эта задача не твоя, она для кого-то. Есть тот человека, для которого ты работаешь, группа людей, которой ты можешь быть полезен. Необходимо раннее осознание того, что твой успех — это успех инженера, который понимает, что и для кого он строит; предпринимателя, который должен добиться реализации проекта, а значит, должен уметь планировать, управлять ресурсами, командой единомышленников; дизайнера, который понимает, что творческое выражение возможно только тогда, когда ты понимаешь, кому это нужно. Эти позиции доступны ребенку уже в возрасте 10-12 лет, и школа просто обязана поддержать и «зажечь» ученика пониманием разных перспектив в жизни так же, как она сейчас «зажигает» его пониманием перспективы научной. Надо достроить полноценную систему образования. И мы сейчас этим заняты.
Позиция
Александр Асмолов в нашем журнале говорил о том, что частные школы — это большой риск для государства, потому что это зона свободной жизни. Как вы относитесь к этому высказыванию?
— Любая зона нестандартных решений — это зона рисков. Более всего для тех, кто входит без багажа понимания и профессионализма. И, как всегда, социальным институтам придется учитывать все важные новации, вырабатывать новое понимание. А в основе — позиционирование самой школы. Ее ответственность, чтобы риски превратились в позитив.

Обучение ребенка строится на сочетании адаптированности и адаптивности, сумме уже принятых решений и готовности к принятию решений новых. На этом же строится свобода человека. Она в твоем понимании, что ты соответствуешь тому, что нельзя нарушать, но свободен там, где нет рамок и рисков, задаваемых рисками и правами других, что неизбежны противоречия и нравственные дилеммы. Важно быть свободным, и творческим, и полезным, и ответственным. А для школы важно все строить на единой основе конструктивного и позитивного подхода. И такие негосударственные школы порождают не просто свободу, а ресурс устойчивого развития человека и социума. Это почва и корни для тех людей, которые, будучи свободными, разделяют судьбу других, радуются своей востребованности, полезности. И в основе — ценности и опыт, заложенные в школе. Начинается все с общения с одноклассниками, с того, что здесь рождаются взаимная поддержка, помощь, понимание. Это основа позитивного и конструктивного отношения к миру.

Если школа учит тому, что любое общение основано на внимании и доброжелательности, она формирует условия социального единства, культуры.
Сейчас много говорят о том, насколько школы новой волны могут влиять на систему образования. Понятно, что они не могут быть тиражированы и речь идет об очень незначительном проценте учащихся в масштабах страны. Тем не менее как вы считаете, какова могла бы быть роль «Летово» в трансляции нового содержания школьного образования?
— Есть две роли. Первая стала для меня важным дополнительным мотивом выбора этой школы как места своей профессиональной самореализации. Я понимал, что есть инструменты работы школы с ресурсами, с методиками, с профессиональным развитием, с планированием качества, с управлением качеством, которые должны пройти заточку бизнеса. Бизнес ищет и строит наиболее точные эффективные решения, настроенные под прозрачность, удобство взаимодействий. И под тиражируемость.

Надо понимать, что основной акцент бизнеса в образовании сегодня не в выворачивании его в формат услуги. Напротив, целая система ориентиров, которая тем лучше работает, чем точнее она сфокусирована на тонкий момент взаимодействия молодого человека и педагога, семьи и школы как социального института, нуждается в дополнительном осмыслении. И, помимо педагогического творчества и организационно-методических решений, нуждается в новых решениях управленческого и технологического формата. Уверен, что «Летово» и другие школы новой волны научатся встраивать в школу дополнительные инструменты и решения, при этом делая их настолько простыми, прозрачными, что они будут легко тиражироваться. Возможно, как-то поменяются требования и понимание стандартов качества и в государственном образовании, когда эти инструменты станут привычными для родителей.

Это первая половинка ответа, а вторая в том, что у каждой школы новой волны есть своя модель. И родитель имеет возможность оценить, как в сборке этой модели решается непривычная для жителя пятиэтажки или девятиэтажки задача. У него на балконе нередко найдется одна лыжа или старый велосипед. Признак того, что человек половину своей жизни прожил в обстановке дефицита. Школы, строящиеся на современных подходах и бизнес-решениях, напротив, должны научиться жить в условиях избытка возможностей и научить этому ребенка. Научить выбирать. Еще один аспект, к которому предстоит привыкнуть родителям, школам, педагогическому сообществу. И еще про модель. Иногда не нужно больших ресурсов, времени, усилий. Нужно лишь увидеть образец нового, картинку. Дальше она ведет за собой, вокруг нее строится понимание, она дает решимость и волю к действию. Одна эта картинка, один факт понимания имеют огромное значение для достижения результата.

Мне кажется, что негосударственные школы имеют возможность и должны принять на себя ответственность посильного участия в образовательной политике государства. Они могут хорошо проработать аспекты открытости, аспекты качества, дать понимание, как интегрируются в разных образовательных моделях эти вновь осмысленные и вновь достроенные возможности.
Насколько я понимаю, ваш проект «Летово Smart Talks» как раз для того, чтобы делиться своими кейсами?
— Во-первых, не должно быть никаких тайн. Образование — прекрасная сфера, в которой коллеги не скрывают достижений, а делятся ими. И второе: рассказывая о том, что есть уже сегодня, что получается, ты обязан одновременно делать следующий шаг, думая о том, как это еще лучше сделать завтра...
…Это часто в процессе передачи знаний происходит. Важный вопрос, как мне кажется: как сделать так, чтобы после выпуска из школы, затем из университета вашим воспитанникам захотелось остаться работать и реализовываться в России?
— Готовя ребенка, который может быть успешен в любой ситуации и который может реализоваться в любом месте мира, школа в то же время решает задачу построения его идентичности на том отрезки времени, когда формируются его привычки и принадлежность к культуре. В российской культуре он получает понимание себя, своего места, своих возможностей, пути, ответственности.

Мы стараемся привлечь тех учащихся, которые с большой долей самостоятельности будут строить свою учебную стратегию. Если ученик понял, чего ему не хватает для профессиональной реализации, то он найдет путь к успеху. Найдет, где и как реализовать себя.

Для ребенка должны быть открыты все возможности, и пусть он идет своим путем. Надо учить его самому, засучив рукава, достраивать необходимые для успеха условия. И помогать в поиске. Надеюсь, что этих возможностей всегда будет достаточно и в его родном городе, и в столице, и в стране.
EDАНКЕТА
1
Общеобразовательная автономная некоммерческая организация «Школа Летово»
2
Учредитель
Вадим Мошкович — российский предприниматель и меценат, владелец группы компаний «Русагро», окончил знаменитую 57 школу. Выпускник Московского государственного института радиотехники и автоматики, член Попечительского совета Национального исследовательского университета ВШЭ и Белгородского государственного университета. Отец троих детей.
3
Место и дата основания
Зимёнковская улица, поселение Сосенское, Москва, 2015 год
4
Миссия и ценности
Наша миссия — обеспечить всем способным и мотивированным школьникам из любых уголков страны возможности для получения качественного образования мирового уровня и раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала. Мы создаем школу, в которой каждому ребенку будет интересно учиться, добиваться академических, творческих и спортивных побед, общаться, дружить и просто жить.
5
Размер инвестиций и капиталовложений
200 миллионов долларов
6
Здание школы: собственность или аренда?
Здание школы находится в собственности
7
Преподавательский состав
Педагогическая команда «Летово» — это профессионалы, которые не только успешно преподавали в школах и университетах, но и разрабатывали и составляли авторские курсы, методические пособия, задания для олимпиад и ЕГЭ, организовывали летние профильные школы и различные кружки. До «Летово» наши педагоги работали в школах и гимназиях, которые входят в топ рейтингов Москвы и России: это школы 179, 2007, «Интеллектуал», 1514, 57, «Вторая школа», 1535, 45, лицей НИУ ВШЭ, 1533 и другие. Успехи и достижения учеников – лучшее свидетельство профессионализма педагогов «Летово». Средние баллы ЕГЭ у выпускников наших учителей намного выше средних показателей по стране.
8
Учащиеся
Вступительные испытания включают в себя оценку содержания поданной заявки, тестирование, а также собеседование с кандидатом. Академические успехи, творческий потенциал, спортивные достижения, личные качества, интересы, жизненные цели ребенка учитываются при прохождении отборочных этапов. По результатам собеседования Приемная комиссия принимает решение о зачислении в школу. Все кандидаты, рекомендованные Приемной комиссией к зачислению, имеют равные возможности для обучения в «Летово» вне зависимости от материального положения их семей. Если родители не могут полностью оплатить обучение ребенка, у семьи есть возможность обратиться в Стипендиальный фонд школы.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: