— Получается, вы сейчас бросаете спасательный круг этим семьям и этим ребятам. Потому что они уже подростки, они во многом сформировались. Как вы считаете, когда нужно подхватывать ребят с исключительными способностями?
— Нет одного правильного ответа. Он складывается на пересечении разных способов принимать решения. Обучение одаренных внутри классов обычных школ и отбор для профильного обучения — обе модели имеют свои сильные и слабые стороны, аргументы за и против. Вопрос только, во что ты веришь и что ты умеешь делать лучше. Мы выбрали модель, в которой ребята с разными ярко проявившимися способностями будут помогать друг другу прибавлять за счет того, что есть микрогруппы, сформированные по уровню интересов и способностей. Например, есть несколько ребят, увлеченных филологией, или несколько человек, увлеченных обществознанием либо экономикой. Им хорошо, поскольку уровень их совместной работы очень высокий, а темп быстрый. Это то, что им нужно!
Но при этом они не монополисты, они все время сталкиваются с тем, что в твоем классе, в твоей параллели, в твоем потоке есть десятки талантливых ребят, у которых совершенно другие интересы, приоритеты, и ты не можешь быть лучшим во всем. У тебя свой способ самореализации, но у тебя есть и возможность крутить головой на 360 градусов, радоваться открытиям и достижениям других. Вместе с ними ты можешь оказаться ведомым, но вместе с тем счастливым человеком, потому что тебе интересно рядом с сильными ребятами в самых разных областях.
Что важно еще отметить, говоря о конструировании нашей работы с одаренностью? Школа должна научиться достраивать академическую жизнь и исследовательскую стратегию работы с одаренностью. Помимо того что ребенок самоутверждается в предмете, он должен получить опыт формирования компетенций и опыт самореализации в разных аспектах. Важно донести до ученика: большая часть того, что тебе предстоит делать, не просто для творческого самовыражения, а часть решения какой-то задачи. И эта задача не твоя, она для кого-то. Есть тот человека, для которого ты работаешь, группа людей, которой ты можешь быть полезен. Необходимо раннее осознание того, что твой успех — это успех инженера, который понимает, что и для кого он строит; предпринимателя, который должен добиться реализации проекта, а значит, должен уметь планировать, управлять ресурсами, командой единомышленников; дизайнера, который понимает, что творческое выражение возможно только тогда, когда ты понимаешь, кому это нужно. Эти позиции доступны ребенку уже в возрасте 10-12 лет, и школа просто обязана поддержать и «зажечь» ученика пониманием разных перспектив в жизни так же, как она сейчас «зажигает» его пониманием перспективы научной. Надо достроить полноценную систему образования. И мы сейчас этим заняты.