— «Лига Роботов» достаточно быстро выросла до масштабов одной из самых крупных сетей детского дополнительного образования. Что было самым сложным в масштабировании?
— «ФОДО Образ» — это оператор, интегратор и акселератор образовательных проектов. С самого начала мы были ориентированы на сотрудничество с лучшими образовательными практиками, на помощь в их масштабировании и на обеспечение их шаговой доступности от домов наших учеников.
Основой для масштабирования является наша онлайн-платформа, которая поддерживает все процессы образовательной деятельности (прогресс ученика и посещаемость, маркетинг, продажи, электронные коммуникации с родителями и детьми, организация проектной работы, взаиморасчеты с клиентами, расписание, планирование загрузки, графики работы сотрудников, расчет и выплата зарплаты, управление инфраструктурой площадок, оценка «360 градусов» работы преподавателей, сбор обратной связи по методикам, контроль качества учебного и других процессов, финансовое планирование).
Также важными элементами технологии масштабирования являются команда бэк-офиса с продуманной ролевой моделью и проработанными бизнес-процессами, постоянно действующая школа подготовки и повышения квалификации преподавателей и офлайн-инфраструктура (площадки, оборудование).
Самое сложное было это все сразу спланировать. Управление небольшим образовательным коллективом с небольшой сетью и десятками и сотнями точек с сотнями сотрудниками — совершенно разные задачи. Очень сложно переходить с одного уровня масштаба на другой. Мы с самого начала отрезали себе все пути к отступлению, публично заявив (напечатав на футболках), что через девять учебных месяцев у нас будет 100 площадок в Москве и МО. Деваться было некуда, пришлось думать масштабно.
Естественно, мы наделали кучу ошибок, иногда наступая на одни и те же грабли по несколько раз. Например, мы экстраполировали скорость открытия первых 40 площадок на следующие 60 и сильно промахнулись, где-то не успев к обещанному родителям и детям сроку. За это молниеносно получили справедливую и безжалостную обратную связь.
С самого начала мы ориентировались на максимальную централизацию управления деятельностью. В реальности это вызывает некоторые сложности работы в других регионах, а также потерю гибкости и индивидуализации при работе в конкретных локациях, например для офлайнового маркетинга. Локальные образовательные проекты имеют здесь определенные преимущества. Мы делаем выводы, ставим эксперименты и меняемся.