Шаг «Остановись» посвящен замедлению: перед тем как двигаться вперед, необходимо сделать паузу, обратить внимание на себя, свои потребности и контекст.
На шаге «Исследуй» происходит анализ своего я, способностей, желаний и мира — что есть рядом, что сейчас нужно миру, какие возможности окружают?
Именно на пересечении пространств «я» и «мир» случается выбор профессии и дела жизни. И это — шаг «Выбери». Чтобы определить дорогу, которая будет вдохновлять и радовать, нужно уметь расставлять приоритеты и отказываться от второстепенных вариантов.
На шаге «Сделай», когда выбор совершен, важно прожить его, воплотить задуманное в реальность. Здесь соединяются действие и последствия, появляется ответственность. Этот этап важен для осознания, насколько выбор совпадает с реальной жизнью и действительно интересен.
Казалось бы, можно остановиться. Однако завершающим, пятым этапом, обязательным для личностного и профессионального роста, является обратная связь и саморефлексия — шаг «Поделись». Развитие навыков, способность слушать и слышать отклик людей, делиться опытом и правильно воспринимать конструктивную критику придает внутренним ресурсам устойчивость и адаптивность.
На основе этой модели была разработана программа по осознанному выбору профессии, где ребята при поддержке педагогов-наставников проходят последовательно пять шагов на пути к своему самоопределению. Программа является ядром проекта #ЛюбиДелай.
Не менее важная составляющая проекта — «Weekend профессий», в рамках которого школьники общаются с профессионалами из различных областей и от первого лица узнают тонкости и особенности каждой сферы.
Важно отметить ключевую роль педагога, который реализует программу, проводит мероприятия, тем самым формируя среду для поиска, проб и развития школьников. А проект формирует педагогическое сообщество и поддержку в формате вебинаров, индивидуального общения и обмена опытом. Они становятся опорой для педагога, реализующего программу в своем образовательном учреждении.
В ходе проекта #ЛюбиДелай у участников и организаторов появляются новые идеи и разработки. Их тестирование и обсуждение проходит в закрытом сообществе педагогов. Такой формат способствует созданию единой информационной среды.