© 2022 Издательство журнала EdExpert
ГОРОД ОБРАЗОВАНИЯ. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Мастер середины XXI века

Куратор коллективного творчества, дизайнер эмоций и другие профессии будущего в московских колледжах
СПРАВКА
Лиана Табатадзе

директор Московского многопрофильного техникума им. Л. Б. Красина
Все аналитики, занимающиеся прогнозированием будущего, сходятся в одном: уже в ближайшее время канут в Лету профессии, связанные с выполнением рутинных, механических, повторяющихся действий. А ведь когда-то именно такие специализации составляли основу профессионального образования.

Московские колледжи готовы к новому вызову. Они выводят на первый план способности, связанные с решением нетривиальных задач, межпрофессиональные компетенции и универсальные способы мышления в условиях сложных систем. Но при этом не забывают и о сегодняшнем дне, фокусируясь на трех факторах, делающих выпускников востребованными на рынке труда.

1. Перечень профессий и специальностей ежегодно актуализируется в соответствии с реальными потребностями предприятий города.

Направления подготовки в столичных колледжах сгруппированы следующим образом:
- сервис и легкая промышленность;
- техника и технология наземного транспорта;
- архитектура, строительство и ЖКХ;
- авиационно-космическое машиностроение;
- промышленное оборудование и системы связи;
- организация обслуживания в общественном питании;
- техносферная безопасность и юриспруденция.

Отдельно стоит отметить, что все колледжи тесно взаимодействуют с объединениями работодателей и в рамках вариативной части образовательной программы, а это до 40 % всего времени, отведенного на профессиональный цикл, реализуют тот содержательный компонент, который формирует у молодых специалистов компетенции не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.

2. Московские колледжи обладают уникальной учебно-производственной базой, не уступающей современным производствам.

Это значит, что фраза «забудь, чему тебя учили» ушла в далекое прошлое. По статистике, ежегодно в московских колледжах проходят стажировки, повышение квалификации, переподготовку не менее 50 тысяч взрослых, а студенты трудоустраиваются уже к третьему курсу обучения. Кроме того, в Москве реализуется проект «Ресурсы внутри системы», в котором участвуют все колледжи. Студенты под руководством преподавателей и мастеров выполняют реальные работы по запросам других образовательных организаций. Например, работы по благоустройству проводят колледжи архитектурно-строительного и ландшафтного направления, а услуги по техническому обслуживанию транспорта оказывают автомобильные колледжи. Техникум им. Красина, имея современный учебный полиграфический комплекс полного цикла, осуществляет издательскую деятельность для системы образования и здравоохранения города.

3. Студенты колледжей включены во все социально значимые инициативы города.

В Москве работает огромное количество разнообразных образовательных и проектных площадок, в которых участвуют студенты колледжей, начиная от чемпионатов профессионального мастерства и заканчивая бизнес-инкубаторами, где прорывные идеи разрабатываются под ключ. Это предоставляет возможность формировать комплекс прикладных и межпрофессиональных компетенций, что дает выпускнику колледжа конкурентные преимущества.

Чтобы успешно конкурировать на рынке труда, специалисты ближайшего будущего должны соответствовать так называемой целевой модели компетенций — 2025 (разработана Бостонской консалтинговой группой совместно со Сбербанком, источник «Россия 2025: от кадров к талантам»).

Соответственно, выпускник колледжа должен не только «владеть руками» в рамках полученной профессии, ему необходимо обладать большой эрудицией, уметь принимать осознанные решения в разных профессиональных и повседневных ситуациях и быть способным прогнозировать последствия своих решений.
Зачем курировать творчество?
Готово ли сегодня московское профессиональное образование начать подготовку специалистов по профессиям будущего с учетом целевой модели компетенций — 2025? Уверена, что да. Сегодня все столичные колледжи включены в работу над городским проектом «Колледж будущего». Одна из ключевых задач — внедрение новых образовательных программ «Топ-регион» и Future skills. В течение прошедшего учебного года каждый из колледжей взял в разработку одну или несколько профессий из «Атласа новых профессий», чтобы уже с сентября 2018 года начать обучение в рамках дополнительного образования. Среди новых программ молодых москвичей ждут такие, как строитель «умных» дорог, архитектор информационных систем, урбанист-эколог, режиссер индивидуальных туров и многие другие.

Команда техникума Красина стоит в авангарде разработки концепции и содержания «колледжа будущего». А поскольку мы специализируемся в сфере креативной индустрии, то и сфокусировались на соответствующих профессиях будущего. В мае 2018 года мы представили программу дополнительного образования «Куратор коллективного творчества» на 312 часов. Кто это такой? Почему мы считаем эту профессию одной из самых перспективных? И почему именно техникум Красина является лидером этого направления среди всех образовательных организаций Москвы? Давайте обо всем по порядку.

По мнению аналитиков Агентства стратегических инициатив, куратор коллективного творчества — это профессия, которая появится до 2020 года. Креативная индустрия, которая находится на стыке искусства, культуры, бизнеса и технологий, в ближайшие несколько лет станет одним из драйверов экономического роста страны. Мы видим, как стремительно развиваются исполнительские искусства, функциональное творчество, медиа. Вклад креативной индустрии в ВВП страны может увеличиться вчетверо менее чем за десять лет. При этом реализуемые проекты, создающие интеллектуальную собственность, это результат работы творческих групп, включающих в себя специалистов разных областей — художников, инженеров, айтишников, даже ученых. Так вот, специалист, который может собрать такую творческую группу и эффективно управлять ею для реализации конкретного проекта, и есть куратор коллективного творчества.
Как работает программа?
Мы проанализировали перспективы развития креативной индустрии, сопоставили это с уже упомянутыми выше трендами и разработали модель компетенций куратора коллективного творчества, выделив три основных блока: универсальные компетенции, межпрофессиональные компетенции и цифровые навыки с учетом принципиально новых видов деятельности.

Очевидно, что традиционные лекционные занятия, учебная и производственная практика недостаточны для формирования этих компетенций. Преподаватель или группа преподавателей должны выступать в качестве тьюторов или фасилитаторов, организуя работу обучающихся над конкретными проектами, имеющими практическую ценность.

Наличие в техникуме Красина современного полиграфического комплекса полного цикла, масштабная издательская деятельность для системы образования города, а также действующий центр современного искусства «Полиграфический цех» и образовательный проект «Школа успеха молодого москвича» — та уникальная среда, которая делает нас единственными в своем роде. Практики с огромным опытом успешной работы ведут модули программы «Куратор коллективного творчества» на площадках техникума в условиях реальных издательских, производственных и творческих проектов.

В качестве примера реальной работы куратора коллективного творчества в городских проектах техникума можно привести дайджест «Учительская газета. Москва», который выпускается еженедельно с марта 2018 года в рамках учебно-производственной деятельности. Это полноценный издательский проект, включающий в себя разработку концепции, визуализацию, редакторскую работу, верстку и производство тиража. В этом проекте куратор коллективного творчества — это руководитель проекта. Он организует работу редактора, двух дизайнеров, верстальщика и печатника.

Другим примером является деятельность полноценного арт-центра «Полиграфический цех» с широкой повесткой культурных и образовательных мероприятий.

В рамках работы «Полиграфического цеха» куратор коллективного творчества одновременно организует работу не менее 15 художников — участников выставки, дизайнера, медиаменеджера, фотографа и видеооператора. Отдельно хочется остановиться на одной из последних выставок — «Теория защиты» стала уникальным культурным событием не только техникума, но и города. Она была приурочена к Международному дню защиты детей, а в основу концепции было положено осмысление феномена детского творчества как антитезы жестким иерархичным системам взрослого мира. Экспозиция состояла из работ детей наших сотрудников в возрасте от 3 до 16 лет и произведений взрослых художников. Общая инсталляция проекта цитировала культовый фильм «Кин-дза-дза», пепелацы символизировали пороки общества, которым противостоит непосредственность детских впечатлений. Все арт-объекты были изготовлены в мастерских техникума. Это без преувеличения был мощный культурно-образовательный проект, на котором наши студенты смогли в полной мере прочувствовать суть работы куратора коллективного творчества и попробовать выполнить некоторые сложные практические задачи.

Рис. 1. Целевая модель компетенций — 2025
Рис. 2. Области, укрупненные сектора и отрасли креативной индустрии
Рис. 3. Модель компетенций куратора коллективного творчества© ГБПОУ ММТ им. Л. Б. Красина
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: