Все аналитики, занимающиеся прогнозированием будущего, сходятся в одном: уже в ближайшее время канут в Лету профессии, связанные с выполнением рутинных, механических, повторяющихся действий. А ведь когда-то именно такие специализации составляли основу профессионального образования.
Московские колледжи готовы к новому вызову. Они выводят на первый план способности, связанные с решением нетривиальных задач, межпрофессиональные компетенции и универсальные способы мышления в условиях сложных систем. Но при этом не забывают и о сегодняшнем дне, фокусируясь на трех факторах, делающих выпускников востребованными на рынке труда.
1. Перечень профессий и специальностей ежегодно актуализируется в соответствии с реальными потребностями предприятий города.
Направления подготовки в столичных колледжах сгруппированы следующим образом:
- сервис и легкая промышленность;
- техника и технология наземного транспорта;
- архитектура, строительство и ЖКХ;
- авиационно-космическое машиностроение;
- промышленное оборудование и системы связи;
- организация обслуживания в общественном питании;
- техносферная безопасность и юриспруденция.
Отдельно стоит отметить, что все колледжи тесно взаимодействуют с объединениями работодателей и в рамках вариативной части образовательной программы, а это до 40 % всего времени, отведенного на профессиональный цикл, реализуют тот содержательный компонент, который формирует у молодых специалистов компетенции не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.
2. Московские колледжи обладают уникальной учебно-производственной базой, не уступающей современным производствам.
Это значит, что фраза «забудь, чему тебя учили» ушла в далекое прошлое. По статистике, ежегодно в московских колледжах проходят стажировки, повышение квалификации, переподготовку не менее 50 тысяч взрослых, а студенты трудоустраиваются уже к третьему курсу обучения. Кроме того, в Москве реализуется проект «Ресурсы внутри системы», в котором участвуют все колледжи. Студенты под руководством преподавателей и мастеров выполняют реальные работы по запросам других образовательных организаций. Например, работы по благоустройству проводят колледжи архитектурно-строительного и ландшафтного направления, а услуги по техническому обслуживанию транспорта оказывают автомобильные колледжи. Техникум им. Красина, имея современный учебный полиграфический комплекс полного цикла, осуществляет издательскую деятельность для системы образования и здравоохранения города.
3. Студенты колледжей включены во все социально значимые инициативы города.
В Москве работает огромное количество разнообразных образовательных и проектных площадок, в которых участвуют студенты колледжей, начиная от чемпионатов профессионального мастерства и заканчивая бизнес-инкубаторами, где прорывные идеи разрабатываются под ключ. Это предоставляет возможность формировать комплекс прикладных и межпрофессиональных компетенций, что дает выпускнику колледжа конкурентные преимущества.
Чтобы успешно конкурировать на рынке труда, специалисты ближайшего будущего должны соответствовать так называемой целевой модели компетенций — 2025 (разработана Бостонской консалтинговой группой совместно со Сбербанком, источник «Россия 2025: от кадров к талантам»).
Соответственно, выпускник колледжа должен не только «владеть руками» в рамках полученной профессии, ему необходимо обладать большой эрудицией, уметь принимать осознанные решения в разных профессиональных и повседневных ситуациях и быть способным прогнозировать последствия своих решений.