© 2022 Издательство журнала EdExpert
ПРО РОСТ. ЛИДЕРЫ

Математика — ключ от мира

Максим Потоцкий
Автор EdExpert
Об «Учи.ру» журнал EDexpert рассказал в своем первом номере. И было это в сентябре 2017-го. Тогда на этой образовательной онлайн-платформе постигали азы математики и влюблялись в нее около 20 % учеников начальной школы в России. Спустя всего полгода платформа оказалась полезной и привлекательной уже для трети младших школьников. Появляются все новые продукты «Учи.ру» — для разных возрастов и предметов школьной программы, а масштабирование проекта не ограничивается пределами страны. На наши вопросы вновь отвечает основатель и руководитель «Учи.ру» Иван Коломоец.
СПРАВКА
Иван Коломоец

основатель и руководитель «Учи.ру»
Два миллиона активных школьников
В какой стадии сейчас находится ваш проект — экстенсивное развитие или уже сохранение завоеванного? Можете привести цифры посещаемости?
— Мы продолжаем активно расти. Сейчас на «Учи.ру» регулярно занимаются более 2 млн школьников, почти вдвое больше, чем год назад. В масштабах страны это около 30 % всех учеников начальных классов, а в таких регионах, как Москва, Тюмень, Мордовия, Татарстан, нашей платформой пользуется уже каждый второй школьник. Сейчас у нас представлены курсы по математике (1–6 класс), алгебре (7–11 класс), русскому языку (1–3 класс), английскому языку (2–4 класс) и окружающему миру (1–4 класс).

В олимпиадах тоже наращиваем обороты, проводим их уже каждый месяц. В дополнение к уже существующим («Плюс» по математике, «Русский с Пушкиным» по русскому языку, межпредметная «Дино») мы запустили новую линейку предметных олимпиад «Заврики». Первыми предметами «Завриков» стали математика и русский язык для начальных классов, на очереди — английский язык. Детям очень нравится наш обучающий мультсериал «Заврики», поэтому мы и решили сделать одноименную олимпиаду, в которой главными героями задач также будут динозаврики Гриша, Соня и их друзья.

Кроме того, мы успешно развиваемся за счет интеграции в школьную цифровую среду. С 2018 года начали сотрудничать с Московской электронной школой, являемся крупнейшим поставщиком контента для раздела МЭШ «Приложения». Сейчас в МЭШ более 400 наших интерактивных заданий, и московские учителя уже активно используют их на своих уроках. Для них это очень легко: можно подобрать интерактивные задания по нужной теме и запустить в удобный момент на уроке на проекторе или интерактивной доске.
В сентябре вы говорили о планах по выходу в среднюю школу. Что удалось сделать в этом направлении?
— В этом учебном году мы запустили курсы по математике для 5–6 классов и по алгебре для 7–11 классов. Так что основная учебная программа по математике теперь представлена для всей школы с 1-го по 11-й класс. Осенью мы провели первую олимпиаду для 5–9 классов по математике, в ней участвовали около 200 тысяч школьников. Отмечу, что создание контента для средней и старшей школы заметно сложнее, чем для начальной. Подростков, с детства живущих в цифровом мире, сложнее заинтересовать учебой. Чтобы сделать наши задания более интересными и увлекательными, мы наполняем их актуальными для молодежи темами и объектами современной жизни.
Какие цели стоят на ближайшие полгода перед «Учи.ру»?
— Будем и дальше привлекать новых пользователей на платформу в России и заниматься международным развитием. Если говорить о новом контенте, то планируем выпустить курсы по русскому, английскому языкам для основной школы, для начальной школы — информатику. Также мы продолжаем загрузку наших интерактивных задач в МЭШ и в обозримом будущем добавим туда контент по всем курсам, представленным на «Учи.ру».
Постоянный диалог с учеником
Какие маркетинговые инструменты задействует «Учи.ру» для привлечения и удержания пользователей? Есть ли у вас свои ноу-хау в продвижении продукта?
— Основное, что помогает продвижению, — уникальность и красочность наших интерактивных заданий. Это не оцифрованный учебник и не тесты. Предметные курсы на «Учи.ру» позволяют освоить школьную программу и полностью соответствуют ФГОС. Это современный интерактивный контент, позволяющий максимально индивидуализировать обучение. Система ведет постоянный диалог с учеником при выполнении заданий: хвалит при правильном ответе, при ошибке задает методически выверенные наводящие вопросы, помогая ребенку самостоятельно прийти к правильному решению и крепко усвоить знания без пробелов, а также подбирает оптимальное количество повторений, необходимое для полного усвоения темы, в зависимости от скорости и количества ошибок. В «Учи.ру» контент разрабатывает большая профессиональная команда, включающая опытных методистов, специалистов по детскому интерфейсу и программистов. Все они выпускники лучших вузов страны. Так что наше ноу-хау в том, что мы делаем качественный и востребованный продукт. Он хорошо распространятся не только благодаря нашим масштабным бесплатным олимпиадам, насчитывающим до 1 млн участников, но и благодаря отзывам и рекомендациям наших пользователей. Учителя и родители видят, что при регулярных занятиях на платформе у детей растет интерес к учебе и уровень знаний.
Математика нужна всем
Сколько времени в среднем уходит на адаптацию вашего проекта под конкретную страну? Кто этим занимается?
— Подготовка к запуску полностью локализованного сайта может занимать до полугода. Адаптация включает перевод платформы и обучающего контента на все официальные языки страны, приведение программы курса к местным образовательным стандартам, отрисовку иллюстраций для попадания в культурный контекст. Каждой страной занимается международная команда, состоящая из наших дизайнеров, разработчиков, методистов и местных экспертов, отлично знающих изнутри все особенности школьного образования своей страны.
Какие предметы легче всего перенести в другую страну, какие — сложнее?
— Сейчас на зарубежных рынках мы предлагаем курсы по математике. В силу своей универсальности она проще для адаптации, но главное, что на нее очень высокий спрос. Все понимают, что хорошее знание математики является базой для развития системного мышления, логики — способностей, которые позволяют человеку быть востребованным в современном мире, где наибольшая ценность создается новыми идеями и технологиями.
В сентябре вы говорили об 11 000 учеников в Бразилии, какова нынешняя динамика в этой стране? Случились ли прорывы (резкий рост посещаемости) в других странах?
— В Бразилии и ЮАР, где мы запустили первые пилоты в середине 2017 года, сейчас только начало нового учебного года, поэтому о результатах говорить пока рано.

В Бразилии сейчас около 50 тысяч детей в начальных классах изучают с нами математику. После успешного пилотного проекта в 50 школах самого крупного штата Сан-Паулу мы расширили свое присутствие на весь штат и этом году планируем запуститься по всей стране. В ЮАР пилот в одной провинции также показал хорошие результаты, и сейчас проект в тестовом режиме запускается в остальных восьми провинциях. В целом в ЮАР мы видим большой интерес к нашему проекту со стороны частных школ. В других странах продолжаем подготовку к пилотным запускам.
Как выстроена система мотивации иностранных учеников? В России дополнительным фактором был соревновательный (олимпиады). Есть ли что-то подобное в других странах?
— Да, мы сделали первые шаги по выводу нашего олимпиадного движения на широкий международный уровень. В ноябре 2017 года мы провели первую международную онлайн-олимпиаду для стран БРИКС по математике для начальных классов на всех 15 официальных языках группы. В ней приняли участие около 700 тысяч детей из всех стран БРИКС. Мы очень вдохновлены такими результатами и планируем летом этого года повторить олимпиаду для БРИКС.
Также в апреле — мае состоится первая олимпиада по математике для начальных классов в Северной Америке, где наша платформа представлена под брендом Happy.Numbers.com.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: