Мы были уверены, что проблема в маркетинге. «Мы просто плохо понимаем, как работают инструменты и каналы продвижения. Надо подкрутить лендинг и email-рассылку», — думали мы.
Поразмыслив, решили пойти в Акселератор ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив). Нас взяли, это было отлично. На три месяца нас посадили в коворкинг, выдали немного денег и экспертов.
У экспертов ФРИИ было другое (более адекватное) представление о нашей проблеме. За две недели нам объяснили, чем стоит заняться на самом деле: настоятельно рекомендовали провести Customer Development, чтобы лучше узнать:
- Кто нас покупает?
- В какой ситуации клиенты находились, когда задумались о программе (что для них было триггером)?
- Как принимали решение о покупке?
- Что сработало и не сработало в программе?
Получив ответы на эти вопросы, можно найти решения, которые сделают бизнес управляемым.
На этот раз мы использовали новый набор вопросов и сделали два раунда интервью. Сначала говорили с нынешними клиентами, затем с потенциальными (их выборку формировали на основе выводов из первого раунда).
Наградой за усилия стала бесценная информация. Вот несколько примеров:
- Мы узнали, что ценность программы самоопределения гораздо лучше доносит сторителлинг, чем описание методологии.
- Человеку важно почувствовать, что наше решение (хоть оно и универсальное) подходит именно в его ситуации. Поэтому важно разузнать, что происходит у него, квалифицировать и рассказать о программе через призму его проблемы.
- Вероятность покупки значительно выше, если мы сумели создать для человека «вау-момент»: помогли узнать что-то новое о себе.
- Доверие — необходимое условие, без него человек не решится на программу.
- Цена влияет на принятие решения, но вес этого фактора гораздо меньше, чем мы думали.
Это лишь часть важных выводов, которые мы сделали и которые помогли начать еще более осознанную работу над нашим проектом.
На основе выводов из custdev мы делали гипотезы: что и как нам стоит изменить в проекте, чтобы получать прогнозируемый результат.
Главное, что мы сделали, — собрали новую воронку продаж (Рис.1).
Если посмотреть на результат, то, на первый взгляд, в нем нет ничего особенного: примеров таких воронок уйма. Но после custdev мы
знали наверняка, почему у нас
именно такие шаги воронки. И знали, что
критично на каждом шаге. Благодаря этому мы смогли сделать работающую (хоть и довольно простую) систему аналитики (Рис. 2). С ее помощью удобно оценивать эффективность нововведений и быстро находить узкие места в проекте.
Проинтервьюировать клиентов и сделать выводы — это начало. На основе услышанного надо придумать идеи для развития проекта и выбрать из них те, которые принесут максимум результата при минимуме усилий. Здесь помогают три навыка:
1) РанжироватьНовая информация может вдохновить на множество идей. Записать важно все, а взяться — за те, которые больше влияют на результат, просты в реализации и, по вашей оценке, наиболее жизнеспособны.
2) Экспериментировать простоИногда идея — это большой проект, например новый лендинг. Надо уметь придумывать способы протестировать идею в малых масштабах. Например, нарисовать лендинг схематично в «Гуглдоке», распечатать и провести «коридорный» тест.
3) Тестировать быстроОт скорости зависит почти все. Если у вас в запасе три месяца и вы можете проверять по одной идее в неделю, вы успеете проверить около 12. Если по две в неделю, то уже 24. Математика простая. Многие идеи отправят вас по ложному следу и не принесут результата. Важно, чтобы вы успели найти действительно работающие решения.
Хороший инструмент в помощь — циклы HADI (Рис. 3).
На основе инсайтов придумываешь гипотезы, для каждой — простой эксперимент для проверки, оцифровываешь результаты теста, получаешь выводы и принимаешь решение, что делать дальше. Из HADI легко сделать таблицу и упорядочить работу над проектом. Именно так мы действовали во время акселерации во ФРИИ, и это помогло нам значительно продвинуть проект вперед.
Мы изменили упаковку, каналы продвижения и маркетинговые сообщения, воронку продаж и даже цену. «Темной» стороной было то, что в проекте стало больше ручного труда. Раньше мы общались с потенциальными клиентами только через сайт и рассылку. Теперь появились звонки. Но это не страшно: мы очень быстро заменили один из двух звонков автоматическим чатом (Рис. 4). Так же мы поступим со вторым звонком. Ведь мы знаем, что в нем критично.
Customer Development, который мы сделали во время акселерации, помог нам добиться ощутимого прогресса: