— В Москве сегодня работает более 600 школ, и это, как правило, крупные школы, с большим количеством классов в каждой параллели. Как это влияет на качество образования?
— Начнем с того, что в современной Москве не осталось слабых школ. Практически все сегодня дают образование одинаково высокого качества, с широкой палитрой профилей, учитывая индивидуальные возможности и потребности каждого ребенка. Образовательное пространство московского школьника — это весь город, его музеи и парки, например «Зарядье», ВДНХ, стадионы и бассейны, вузы и промышленные предприятия.
Что касается размера школ, то я являюсь сторонником больших учреждений. Чтобы обеспечить рост качества образования, в школе должна быть создана современная технологическая и лабораторная инфраструктура, педагогическая среда, где у детей формируются навыки XXI века, где они получают представление о профессиях будущего. Учебное оборудование стоит очень дорого, в немалые суммы обходится его обслуживание, и это в большей степени доступно более крупным образовательным организациям. Для больших городов большие школы — оптимальное решение.
В московских школах открываются инженерные, медицинские и другие классы предпрофессиональной подготовки. Возникает полноценная конкурентная среда — и в детских коллективах, и, что не менее важно, в педагогических. Уже есть немало примеров, когда дети сами выбирают, у какого учителя учиться. Понятно, что обычная наполняемость классов — порядка 25–30 человек, но, на мой взгляд, в больших школах классы можно объединять для решения тех или иных образовательных задач. Когда ученик работает в команде, состоящей, скажем, из 90 человек, он приобретает компетенции, которые потом пригодятся на современном производстве, в бизнесе. Опыт «Просвещения» по организации работы над проектами в детских технопарках, «Кванториумах» показывает, что у больших команд выше результаты.