Вам 25, у вас прекрасное образование, свободный иностранный язык, на таких, как вы, охотятся самые именитые компании, перед вами открыты все пути. Вы можете добиться успеха в любой стране мира, десять лет труда — а вы умеете и любите трудиться — и карьерный успех, материальное благополучие и общественное признание вам обеспечены. А вместо этого вы собираете пожитки и отправляетесь в Тамбовскую область работать учителем в сельскую школу, школу, где не все дети к девятому классу умеют читать, где существование Канады и Австралии приходится доказывать, где до ближайшего кинотеатра два часа на перекладных...
Вас отговаривают родители, ваше решение не понимают друзья, ваши семейные отношения под угрозой. Но вы уезжаете в Тамбов абсолютно уверенным в том, что это самое важное и правильное решение в вашей жизни. Ведь теперь вы будете менять этот мир к лучшему в компании таких же, как вы. А что может быть важнее, чем дать всем детям равные шансы, помочь реализоваться каждому, а не только тем, кому повезло родиться в столице в обеспеченной и образованной семье? Кто еще спасет их от уныния и безнадеги, травли сверстников и безразличия взрослых, кто расскажет им, как велик и прекрасен этот мир, кто поможет им поверить в себя и свою способность менять этот мир к лучшему?
Первое сентября. Второе. Третья неделя. Октябрь. В ваших классах шум на всю школу, но вы ни разу не повысили голос. Вы готовитесь к каждому уроку, от недосыпа кружится голова, директор перестала вам улыбаться. Но вы видите горящие глаза детей во время ваших уроков, скачете вместе с ними от радости, получив диплом на первой в их жизни районной олимпиаде, чувствуете, как меняетесь сами.
Основное содержание программы «Учитель для России» — привлечение и интеграция выпускников лучших вузов страны в систему школьного образования. Программа предоставляет участникам интенсивную педагогическую подготовку (5-недельный летний институт с преподавателями из лучших московских школ и 3-недельной практикой), обеспечивает их стипендией и методической поддержкой на протяжении двух лет преподавания в региональных школах. Миссия «Учителя для России» — предоставить детям равные образовательные возможности, независимо от их места жительства и социального положения семьи, помочь каждому раскрыть свой потенциал. Первоочередные задачи программы — повысить престиж профессии учителя, внедрить в обычных школах современные образовательные форматы и технологии, наладить сетевое взаимодействие между учителями, разработать и предложить всем регионам страны модели трансформации обычных школ.
Вам шестьдесят, тридцать пять из них вы работаете в школе. Шесть уроков в день, тетради с домашними заданиями, контрольные, проверки, отчеты, инструкции, собрания. Сердитые начальники указывают, как правильно делать то, чему вы посвятили жизнь. Модные журналы твердят о безнадежной отсталости российской̆ школы, о навыках и компетенциях XXI века, которых нет и не будет у учителей̆ прошлого поколения. Вы всегда любили свою работу. Вы преподаете химию и переживаете, что современным детям она не интересна.
Первого сентября в вашей школе появились трое молодых людей из Москвы и Петербурга. Их зарплаты больше вашей. Шум на их уроках слышен через три класса. У них нет педагогического образования, но ваше предложение помочь навести порядок в классе, было отклонено. Прошло время? и вы услышали, что детям нравятся новые учителя, видите, как меняется их отношение к учебе. Вы идете на открытый урок, делаете пометки для себя, пробуете новые технологии уже на своем уроке. Спустя полгода вы рассказываете молодым коллегам, о том, как лучше сочетать новые и классические методы преподавания. Еще через год вы с грустью думаете о том, что программа для молодых учителей заканчивается, а вы столько еще могли сделать вместе. Но первого сентября в школу приходят трое новых учителей.
Программа «Учитель для России» отбирает школы с невысокими академическими результатами и директорами, признающими необходимость перемен. Средний возраст преподавательского состава в школах — партнерах программы — 50 плюс, мужчин-учителей меньше 10 %, большинство из них ведут уроки физкультуры и труда. 80 % своего времени директора посвящают отчетности и хозяйственным вопросам. Взаимодействие с другими школами, родителями и выпускниками минимально. Школы ориентируются на результаты государственных экзаменов, а такие показатели, как «качество обученности» (процент «хорошистов»), то есть дети с двумя тройками, школе не важны.
Программа «Учитель для России» стартовала весной 2015 года, все из первого набора остались в системе образования, а треть смогла остаться в своих школах, несмотря на существенное снижение зарплаты. Еще треть оказалась в «Хорошколе», «Новой школе», школе Рачевского и «Летово», остальные работают в команде программы. Конкурс на участие в проекте больше 20 человек на место, большинство закончили престижные вузы — МГУ, СПГУ и ВШЭ…
Наши учителя работают в 50 школах Тамбовской, Воронежской, Калужской и Московской областей. Они запустили целую серию проектов, готовых к масштабированию: межшкольные обмены, реорганизация школьных библиотек, интеграция детей мигрантов, театральные фестивали, городские образовательные лагеря, детские конференции, методология измерения благополучия школьного климата.
В планах программы — выход в новые регионы, запуск системного взаимодействия школ — партнеров программы, локальных сообществ и компаний-доноров, обеспечивающих финансовую поддержку участников программы.