Наша миссия — популяризация отдыха в детских лагерях
За последний год организованный детский отдых претерпел существенные изменения. Это касается не только введения новых законодательных актов и реестров детских лагерей, но и самой структуры рынка и потребительских предпочтений.
Наряду с традиционным делением детских лагерей на российские и зарубежные, государственные, муниципальные и частные появляется все больше новых типов лагерей — семейные, профориентационные, образовательные, с разнообразными активными, подчас экзотическими видами спорта.
Об изменениях в системе детского отдыха и о перспективах его развития мы поговорили с генеральным директором и совладельцем ООО «Инкэмп.Ру» (интернет-проекты incamp.ru, incamp.me, jobincamp.ru, campstogo.com) Еленой Рыженковой.
Елена Рыженкова
Генеральный директор incamp.ru
Игроки объединяются
— Елена Валерьевна, наверное,самым нашумевшим изменением в законодательстве, регулирующем организованный детский отдых, является введение реестров детских лагерей. Что изменилось в структуре детского отдыха в связи с этим?
— Это нововведение в первую очередь повысило ответственность организаторов детского отдыха, ведь теперь все необходимые данные о детских лагерях находятся в открытом доступе, и каждый родитель вправе ознакомиться с ними. Надеюсь, это благотворно повлияет на повышение уровня доверия родителей к детскому отдыху, которое было серьезно подорвано после трагических событий на Сямозере.
С другой стороны, в том числе благодаря многочисленным проверкам и ужесточению требований надзорных органов, порой противоречащих друг другу, сокращению финансирования снижается число организаций отдыха и оздоровления, падает доля частного бизнеса, а в ряде регионов, например, исчезли палаточные лагеря.
Но меняется не только это. Сегодня мы ощущаем острую необходимость ввести новый понятийный аппарат в отрасли и разделить лагеря на стационарные и программные. Стационарные — с собственной базой, входящей в реестр. Программные — с отдельной программой детского отдыха, которая проводится на арендованной стационарной базе, входящей в реестр.
Чтобы родители могли разобраться в этом вопросе и сделать правильный выбор в пользу безопасного отдыха, специалистами ряда общественных организаций был разработан специальный чек-лист по выбору детского лагеря, который можно скачать на нашем сайте.
— Какие еще тренды этого года в области детского отдыха вы можете назвать?
— У организаторов детского отдыха меняется мнение относительно конкуренции внутри отрасли. Если раньше присутствовала серьезная разобщенность среди организаторов, то сейчас появляются некоммерческие организации, объединяющие игроков отрасли. Например, Ассоциация программных лагерей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Союз организаторов детского активного туризма (СОДАТ), МОО «Содействие детскому отдыху» — все они представляют интересы детского организованного отдыха на различных уровнях.
Чтобы развивать детский отдых, нужно прилагать огромные усилия. Здесь важно и участие в госпрограммах, и разработка прозрачных законодательных актов, и привлечение СМИ для формирования объективного образа лагеря, и организация тематических конференций. Разрозненным компаниям такое не под силу, а профессиональные объединения помогают совместно двигаться к результату.
— Ваша компания, по сути, коммерческий проект, агрегирующий частные лагеря. Но, судя по вашей активности в офлайне, вы этим не ограничиваетесь?
— Миссия incamp.ru — популяризация отдыха в детских лагерях. В 2017 году мы вышли в финал всероссийской премии «Позитивный контент» в номинации «Социально ориентированный коммерческий интернет-проект» и не собираемся на этом останавливаться.
Весной этого года на площадке Московского международного салона образования (ММСО-2018) совместно с дирекцией салона нами был организован и проведен первый Фестиваль детских лагерей.
В интерактивном формате мы стремились показать особенности детского отдыха в современных лагерях, представить многообразие форм отдыха для тех родителей, которые не имели опыта отправки детей в лагерь.
По традиции в Санкт-Петербурге и Москве ежегодно проводим бизнес-завтраки для организаторов детского отдыха. Приглашаем и вас на встречу в октябре, где за чашкой ароматного кофе будем подводить итоги весенне-летнего сезона.
В дальнейшем мы планируем продолжать организацию различных мероприятий с целью развития детского отдыха как в качестве элемента системы образования, так и в качестве бизнеса.
— Если говорить о законодательстве, то детский лагерь находится на стыке туризма и образования.Акак вы считаете, чего все-таки больше? И как правильно нужно сочетать эти составляющие?
— Я считаю, что туристический лагерь невозможно отделить от образовательной системы. Мы рассматриваем детские лагеря через призму их возможного влияния на личность ребенка, а это образовательный процесс. Сюда входит и обучение навыкам общения, и решение внутренних и внешних конфликтов, и умение познавать себя и окружающий мир.
Проще говоря, туризм — это не просто умение поставить палатку или разжечь костер, это глубокий познавательный процесс для детей, связанный с приобретением новых навыков в условиях взаимодействия с реальным, а не виртуальным миром.
Чего ждут родители?
— Ваши главные клиенты — родители. Как распределяется их интерес при выборе детского лагеря?
— По данным Федеральной службы статистики, 81 % лагерей — это лагеря дневного пребывания, которые находятся при школах. Здесь за 2017 год отдохнули около 2,6 миллиона школьников, 28% — загородные оздоровительные лагеря, которые приняли 1,2 миллиона школьников. В частных лагерях за прошлый год побывали 419 тысяч детей.
Как видите, распределение интересов очевидно: родителей традиционно интересует программа отдыха и цена путевок, от этого напрямую зависит их выбор — отправить ребенка в пришкольный лагерь или загородный, частный или государственный.
На нашем сайте представлено 34 типа детских лагерей, самые популярные из них — на море, языковые и спортивные. В прошлом году высокая динамика спроса была у профориентационных лагерей, в этом году популярны лагеря семейные и патриотической направленности.
Кроме того, растет интерес к лагерям для взрослых, в ближайшее время мы планируем продвигать данное направление и создать отдельный раздел на сайте.
— Какие вопросы чаще всего задаютродителипри выборе лагеря?
— Самые частые вопросы об условиях проживания, всегда интересуются безопасностью, местоположением и инфраструктурой лагеря. Естественно, волнует надежность и репутация, родители очень тщательно изучают отзывы на сайтах, часто обращаются в наш call-центр, интересуются опытом и подготовкой вожатых, педагогов. Окончательный выбор преимущественно делают с учетом интересов ребенка, региона проживания и запланированного на путевку бюджета.
— Обратную связь от родителей удается получить?
— В этом году Ассоциация программных лагерей, членами которой мы являемся, провела исследование о влиянии детского лагеря на воспитание и развитие детей среди родителей и детей, которые отдыхали в детских лагерях. По результатам исследования 83 % опрошенных родителей отмечают у детей рост коммуникативных навыков, которые в современном мире IT-технологий и гаджетов могут развиться только в секциях или кружках, 77 % родителей отметили, что у детей возросла уверенность в собственных силах, а 72 % сказали, что дети стали гораздо самостоятельнее в быту после окончания смены.
Рынок требует анализа
— Это ведь не единственноеисследование рынка, которое вы проводили?
— Ежегодно в открытом доступе мы публикуем отчет по оценке конъюнктуры рынка детских частных лагерей на основании собственной статистики, собираемой с 2011 года. Мы собираем информацию о динамике спроса на детский отдых, о средней стоимости путевки по регионам, возрасте отдохнувших детей, о покупательских предпочтениях по регионам отдыха, типам лагерей, длительности смены и многим другим аналитическим показателям. Дополнительно проводим анализ данных Федеральной службы статистики.
Мы первые, кто представил такого рода исследования для участников рынка, и мы делаем это в рамках нашей миссии по популяризации детского отдыха и представления интересов организаторов детского отдыха.
В ближайшее время совместно с Центром социально-экономического развития школы Института образования НИУ «Высшая школа экономики» мы запланировали провести масштабное исследование, направленное на изучение потребительских предпочтений родителей, с точки зрения определения места детского лагеря в многообразии форм каникулярного досуга и выявления потребительских предпочтений.
Динамика спроса на детский отдых по визитам на сайт, 2012–2018 гг.
Персонализация и новые формы
— Главный современный трендв запросе родителей— персонализация образования. Как вы думаете, должны ли лагеря вписываться в индивидуальную образовательную траекторию?
— Отдых в лагере — это индивидуальный выбор родителей. И здесь каждый выбирает по возможностям, целям и желанию. Поэтому подобрать безопасную, подходящую по интересам и увлечениям ребенка программу в современных условиях максимально просто. К примеру, сейчас можно отправить ребенка даже в киберлагерь или разработать свой бизнес-проект, помочь с профориентацией, изучением иностранного языка или публичным выступлением. Это значит, что в индивидуальную образовательную траекторию лагерь вписывается.
Но в основе детского лагеря лежит все же не столько образование, сколько раскрытие потенциала детей, развитие коммуникативных навыков, отношения в коллективе, получение ответов на вопросы, что такое дружба и работа в команде.
И, самое главное, детский лагерь — это организованный детский отдых, который всегда безопаснее неорганизованного.
— Лето — высокий сезон для лагерей, а после лета работа лагерей продолжается?
— Многие удивляются, но современный отдых в лагере — это не только каникулы. Большая часть организаторов детского отдыха продолжают взаимодействовать с родителями и детьми и в межсезонный период: проводят различные курсы, тренинги, программы выходного дня, праздники и экскурсии.
— Какими вы видитеперспективы развития отрасли?Расскажитео планах вашей компании.
— Среди пользователей нашего ресурса недавно был проведен опрос, где мы предложили родителям пофантазировать на тему, каким будет детский лагерь будущего. Любопытно: с одной стороны, большинство опрошенных видит полный запрет любых гаджетов и Интернета на территории лагеря при более комфортных условиях проживания детей. С другой — родители предположили наличие роботов как обслуживающего персонала, онлайн-связь с близкими и чипирование детей.
Присланные ответы и комментарии очень увлекательны, и, может быть, какие-то из них воплотятся в жизнь. Но, если говорить серьезно, необходимы новые формы детского отдыха, которые будут отражать интересы современных детей. В противном случае выбор детей будет не в пользу лагеря, несмотря на то, что путевки покупают родители.
Согласно прогнозам Федеральной службы статистики, количество детей школьного возраста ежегодно будет увеличиваться на 2-3 %, отрасль детского отдыха имеет огромный потенциал. По данным исследования ГАУК «Мосгортур» и «Делойт» по оценке потенциала рынка детского отдыха, к 2023 году количество детей вырастет почти на 14 % и составит 19,7 миллиона, в связи с чем можно говорить о росте внимания, в том числе и интереса инвесторов, к отрасли.
Что же касается планов развития incamp.ru, то в ближайшей перспективе мы планируем выходить на международный уровень и расширять линейку продуктов, предлагая нашим клиентам разнообразные формы каникулярного досуга за счет развития партнерского взаимодействия.
Комментировать
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!