Об этой необходимости изменений в образовательной среде, так или иначе, говорят уже несколько последних лет. Многим людям, занимающимся футуристическими прогнозами, уже очевидно, что мы не сможем быть умнее машин, но, развивая, укрепляя в себе человечность, мы совершенно точно выживем и будем успешны. За такими дисциплинами, как спорт, музыка, рисование и, по сути, любые виды творчества, — будущее. Там, где востребовано креативное мышление, неординарные решения, близость и теплота. Вспоминается герой советского детского фильма робот Электроник, который, научившись плакать и улыбаться, стал человеком, научился чувствовать… Настоящий, качественный человеческий капитал — это тот самый редкий ресурс, который является конкурентным преимуществом сегодня. «Человеческое»… Это именно то, что отличает и будет отличать нас от наступающих машин, искусственного интеллекта и прочих уже не то чтобы фантастических страшилок. Что значит «качественный»? Надо ли искать и взращивать таланты? Или необходимо сосредоточить педагогическое внимание на нескольких очень важных качествах, которые будут основополагающими в недалеком и далеком будущем и дадут шанс всем людям? Понимание себя, умение чувствовать других, работа в команде, критическое оценивание информации, умение делать выводы, ответственность за свои действия, креативность — вот инструменты, которые позволят наиболее успешным образом практически каждому человеку встроиться в социум.
А еще все более актуальной становится психологическая сохранность, ментальное здоровье. Как научиться верить в себя, независимо от количества полученных лайков, как заводить настоящих друзей, как найти свою любовь, как вообще быть счастливым? У наших западных коллег все чаще сейчас звучит термин resilience — «жизнестойкость, жизнеспособность». Мировая статистика по суицидам печальна, число жертв растет год от года. Молодые люди не справляются с жизнью, они предпочитают без боя уйти из нее добровольно… Да, мир меняется. Но суть родительства статична во все времена. Мы, люди, выращивая по факту человеческого детеныша, в сухом остатке, независимо от нашего социального статуса, цвета кожи, места проживания и прочих объективных различий, хотим одного — чтобы он, наш малыш, наше продолжение, не пропал. Чтобы он выжил в этом огромном, постоянно меняющемся мире и желательно преуспел. Лучшее, что все мы можем сделать для своих детей, это научить их обходиться без нас. И поэтому мы ведем их в школу, потому что у нас, у людей, так заведено, мы привыкли с древних времен таким способом учить наше потомство выживать и преуспевать, так мы передаем опыт поколений. Нынешней системе образования более 200 лет. За это время изменилось кардинально очень многое, а учим мы все так же. Сейчас просто необходимо предпринять ряд мер, чтобы заложить успешный фундамент в развитие нового поколения, это еще не поздно, а по сравнению с отношением к данному вопросу 14 лет назад, когда нами была задумана «Новая школа», еще и своевременно.