© 2022 Издательство журнала EdExpert
ШКОЛА. НОВАЯ ВОЛНА

Впустить жизнь!

О том, что заложено в основу концепции «Новой школы» на Мосфильмовской улице в Москве, — из первых уст
Юлия Вешникова
директор фонда «ДАР»
Перекресток столетий
Чтобы рассказать о «Новой школе» и ее истоках, надо вернуться почти на четырнадцать лет назад, в начало двухтысячных… Или даже чуть раньше…
Когда мы были еще совсем маленькими, в конце 1970-х, мы с трепетом ждали смены века, все считали, сколько же нам стукнет лет в миллениум, мечтали, каким станет этот мир и чем мы в это время будем заниматься. Это ведь всегда волнительно. Что там, за этой завесой неизвестности? Смена времен. Глобальные изменения. Другая, новая жизнь… Невероятная удача — жить на перекрестке столетий!
Мы тогда еще не знали ничего про Интернет, мобильные телефоны и искусственный интеллект. Мы катались на катке без шлемов, ели зимой мороженое на улице, гуляли во дворе до ночи, не обозначая никак родителям своего присутствия в этом самом дворе, ходили друг к другу в гости запросто, без приглашения, лакомились черным хлебом с солью и за вселенское счастье считали покупку нового блестящего велика..
Мы разговаривали друг с другом часами, кидались на уроках записочками, наскоро нацарапанными на вырванных тетрадных листочках, запоем читали бумажные книжки и журналы. Словом, мы общались и дружили, как в старом кино! Реальность была не виртуальной, а всамделишной, а битое стекло с торчащей ржавой арматурой в овраге под тарзанкой — реальной опасностью. Не было «жизней», была всего одна, но весьма захватывающая и настоящая. А вместо ачивок в ассортименте были удачи и поражения, слезы, надежды, любовь, предательство, успех, разочарование.
Вся богатейшая, многоуровневая палитра достижений и проигрышей.
С тех пор времени прошло всего-то ничего во вселенском масштабе, и вроде бы все как прежде, все те же «люди как люди», все тот же «квартирный вопрос», который продолжает портить, те же улицы, здания, машины — все это не без легкого тюнинга, конечно, но в целом тот же город, страна, мир… Однако что-то безвозвратно потеряно, ушло, изменилось, а что-то осталось прежним в основе своей и не изменится никогда. Что же это?
Признаки человечности
В конце декабря 2017 года в Московской школе управления «Сколково» на закрытой дискуссионной панели, посвященной образу образования будущего и способам выявления талантливых детей, Гор Нахапетян, один из приглашенных экспертов, задал сакраментальный вопрос о том, что останется навсегда неизменным, несмотря на весь надвигающийся на человечество технический прогресс. Возможно, ответ на этот вопрос и есть ключ к успешному выживанию людей в XXI веке. Он поможет ответить и на другие вопросы: чему учить наших детей, куда направить молодые умы?
Недавно Джек Ма, основатель «Алибаба-групп», крупнейшей мировой компании в сфере интернет-торговли, в своем публичном выступлении заявил о необходимости сместить акцент с обучения, основанного на знаниевой базе, на работу с так называемыми soft skills, «гибкими навыками», признаками человечности, а именно с такими ценностями, как вера (доверие), независимое мышление, работа в команде, забота о других.
Об этой необходимости изменений в образовательной среде, так или иначе, говорят уже несколько последних лет. Многим людям, занимающимся футуристическими прогнозами, уже очевидно, что мы не сможем быть умнее машин, но, развивая, укрепляя в себе человечность, мы совершенно точно выживем и будем успешны. За такими дисциплинами, как спорт, музыка, рисование и, по сути, любые виды творчества, — будущее. Там, где востребовано креативное мышление, неординарные решения, близость и теплота. Вспоминается герой советского детского фильма робот Электроник, который, научившись плакать и улыбаться, стал человеком, научился чувствовать… Настоящий, качественный человеческий капитал — это тот самый редкий ресурс, который является конкурентным преимуществом сегодня. «Человеческое»… Это именно то, что отличает и будет отличать нас от наступающих машин, искусственного интеллекта и прочих уже не то чтобы фантастических страшилок. Что значит «качественный»? Надо ли искать и взращивать таланты? Или необходимо сосредоточить педагогическое внимание на нескольких очень важных качествах, которые будут основополагающими в недалеком и далеком будущем и дадут шанс всем людям? Понимание себя, умение чувствовать других, работа в команде, критическое оценивание информации, умение делать выводы, ответственность за свои действия, креативность — вот инструменты, которые позволят наиболее успешным образом практически каждому человеку встроиться в социум.

А еще все более актуальной становится психологическая сохранность, ментальное здоровье. Как научиться верить в себя, независимо от количества полученных лайков, как заводить настоящих друзей, как найти свою любовь, как вообще быть счастливым? У наших западных коллег все чаще сейчас звучит термин resilience — «жизнестойкость, жизнеспособность». Мировая статистика по суицидам печальна, число жертв растет год от года. Молодые люди не справляются с жизнью, они предпочитают без боя уйти из нее добровольно… Да, мир меняется. Но суть родительства статична во все времена. Мы, люди, выращивая по факту человеческого детеныша, в сухом остатке, независимо от нашего социального статуса, цвета кожи, места проживания и прочих объективных различий, хотим одного — чтобы он, наш малыш, наше продолжение, не пропал. Чтобы он выжил в этом огромном, постоянно меняющемся мире и желательно преуспел. Лучшее, что все мы можем сделать для своих детей, это научить их обходиться без нас. И поэтому мы ведем их в школу, потому что у нас, у людей, так заведено, мы привыкли с древних времен таким способом учить наше потомство выживать и преуспевать, так мы передаем опыт поколений. Нынешней системе образования более 200 лет. За это время изменилось кардинально очень многое, а учим мы все так же. Сейчас просто необходимо предпринять ряд мер, чтобы заложить успешный фундамент в развитие нового поколения, это еще не поздно, а по сравнению с отношением к данному вопросу 14 лет назад, когда нами была задумана «Новая школа», еще и своевременно.
Фонд и фундамент
Итак, что же вообще такое школа? Обратимся к одному из классических определений: «Школа как один из рассадников знания и полезных навыков является необходимой ступенью в развитии как отдельного человека, так и целого общества. Еще Аристотель указал на взаимодействие между Ш. и обществом: общее благо как цель совместной жизни людей достигается только при условии, если отдельные члены общества достаточно подготовлены для понимания этого блага» (словарь Брокгауза и Эфрона).
Что ж, раз без школы никак не обойтись (домашнее образование хоть и стало набирать в последнее время обороты, массово института школы оно пока не заменит), надо стремиться сделать по Марку Твену, чтобы «хождение в школу не мешало нашему образованию». Как этого достичь? А что если просто взять и впустить ЖИЗНЬ в школу, очеловечить ее, сделать живой и настоящей, руководствуясь здравым смыслом?
В 2004 году, задумав этот проект, именно так мы и рассуждали с Никитой Мишиным, который еще с юности мечтал сделать школу, где детям будет интересно и радостно учиться.
Исследовав рынок образования, составив бизнес-план с одной из ведущих консалтинговых компаний и обозначив для себя ценностный ряд будущего учебного заведения, мы обнаружили, что для достижения поставленных образовательных целей мы не сможем сделать проект коммерческим. Выставленная за обучение цена должна быть широкодоступной, что по факту означает невозможность окупить затраты на содержание основного учебного процесса даже в долгосрочной перспективе. Но мы-то принципиально хотели дать шанс всем, собрать детей из разных семей, чтобы на школьной площадке был представлен полноценный срез нынешнего социума! Только тогда в объективных условиях, приближенных к реальной жизни, можно вырастить достойных граждан своей страны, успешных членов общества, ответственных за свои дела, за будущее своего государства. И в 2005 году нами было принято решение об учреждении благотворительного фонда «ДАР», первоочередной задачей которого было создание, реализация и последующее финансирование проекта школы будущего.
Так зародилась базовая концепция нынешней «Новой школы», которая долгие 13 лет готовилась к запуску, дополнялась, обогащалась лучшими российскими и мировыми образовательными практиками.
С 2009-го по 2015 год нашим фондом на базе государственного образовательного центра 2101 (бывшая ГОУ СОШ № 261) был реализован пилотный школьный проект, ставший в некотором смысле прообразом «Новой школы». И, наконец, в ноябре 2016 года, отсмотрев за этот долгий путь несколько десятков площадок, мы приобрели недостроенное здание, спроектированное под общеобразовательную школу, которое нами было значительно перепланировано, успешно достроено, отремонтировано и оборудовано к июлю 2017 года. А в сентябре того же года, получив образовательную лицензию, «Новая школа» распахнула свои двери для
270 учеников первого набора.
Люди и смыслы
В проект мы пригласили множество ярких и интересных людей — педагогов, управленцев, бизнес-партнеров. На должность директора школы из множества претендентов со всей страны мы выбрали наилучшего, которому смогли доверить эту работу, — Кирилла Медведева. К нам пришли коллеги из ведущих московских школ, таких как 57-я, Лицей 2-я школа, лицей при Высшей школе экономики; преподаватели из МГУ и настоящие ученые из Пущинского института белка; люди-легенды, создавшие собственные успешные образовательные бизнесы. Нам было важно собрать вокруг «Новой школы» не просто команду звезд, а звездную команду, готовую делиться опытом и знаниями не только внутри проекта, но и с внешним миром. Это то, что особым образом выделяет, отличает НШ. Открытость и прозрачность процессов и намерений. Уже сейчас школа стала, по сути, доступной городской образовательной средой, где любой ребенок или взрослый может найти себе занятие по душе и по финансовым возможностям. Такой подход для частных школ нетипичен не только в нашей стране, но и за рубежом.
Кстати, у нас есть прецеденты возвращения детей с учебы за границей к нам в школу — три семьи из Германии, Канады и Израиля предпочли учиться в «Новой школе», специально вернулись на родину, увидели перспективу для своих детей, которую не видели раньше. Это невероятно!
«Новая школа» — это люди и смыслы. Это открытая дружественная среда. Это право на ошибку для детей и взрослых, ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. Это новые современные образовательные технологии, объединенные с успешными традиционными учебными практиками. У нас кафедральная система с тематическими направлениями, объединенными по смыслу, призванными давать представление о целостной картине мира. В «Новой школе» реализована система тьюторства для каждого ученика. У нас мощная служба психологической поддержки для детей и взрослых. Мы выстроили систему в отношении сотрудников, это каждодневная структурированная и осмысленная забота о педагогах, об их личностном и профессиональном росте, о комфортных условиях работы.
Сама атмосфера «Новой школы» — это уже образовательный вызов. Это безграничные возможности развития для всех от мала до велика. Здесь коллегиальная структура управления, дающая возможность избежать издержек авторской школы, нацеленная на создание и укрепление системного подхода к решению образовательных, учебных и бизнес-задач. «Новая школа» — это взгляд на обыденные вещи под другим углом, это возвращение происходящего к исконным смыслам. Например, столовая в школе: питание вкусное и полезное, здесь красиво и комфортно, а еще вечером можно взять еду домой. Представляете? А это уже происходит. Та же школьная форма, которую хочется носить вне школы. Так бывает? Эта амбициозная задача стоит у нас в плане на реализацию.
«Новая школа» — это активность 7 x 24 с удовольствием и радостью для всех участников процесса. «Новая школа» — это много спорта, творчества, инициативы. Это место, где опыт и мудрость соседствуют со смелостью и дерзостью эксперимента. Это проект, в который верят уже тысячи людей. Это пространство, где «чудо где-то рядом».
Никита Мишин
учредитель благотворительного фонда «ДАР», о проекте:
«Если общество хочет быть успешным, оно должно заботиться об образовании. Мне, гуманитарию с дипломом преподавателя философии, темы педагогики всегда были близки. В моем кругу часто обсуждалось, какой должна быть по-настоящему хорошая современная школа, как много она может и должна брать из классической традиции. Именно поэтому в 2005 году возник фонд для поддержки проектов школьного образования. К тому, чтобы открыть свою школу, мы шли тринадцать лет. Чтобы люди к тебе пошли, нужно приобрести репутацию, найти единомышленников, конкретизировать задачи. Построить стены и запустить школу — это нулевой цикл. Состоялся ли проект, мы узнаем лет через десять — пятнадцать».
Кирилл Медведев
директор «Новой школы», о педагогах:
«Педагоги «Новой школы» — люди в хорошем смысле неуспокоенные. Для нас было важно, чтобы это были люди, способные к диалогу, готовые договариваться и слушать. Чтобы они были профессионалами, которые находятся в постоянном развитии и поиске нового, с желанием и умением
учиться — и друг у друга, и у детей.
Мы постарались, чтобы в коллективе опыт и молодая энергия были в балансе: у нас есть специалисты, только что окончившие вуз и впервые пришедшие в школу, и опытные мастера из категории «аксакал». Это создает здоровый климат: старший коллега всегда поможет младшему в становлении педагогического стиля, у младшего же, скорее всего, будет новый, незамыленный взгляд на вещи, которые опытному педагогу могут казаться привычными и традиционными.
Такие люди в большинстве своем разносторонние: кто-то на досуге играет в джаз-банде, кто-то пишет научно-популярные статьи на «Меле», кто-то развивает целую футбольную академию, кто-то делает свой театральный проект, кто-то организует педагогические конференции.
Это позволяет выстраивать в коллективе, внутри кафедр горизонтальные отношения, где решения принимаются сообща, а многогранный опыт дает возможность принимать нестандартные решения — это важно, чтобы все были включены и чувствовали дело как общее. Когда учитель увлечен делом и чувствует его своим, у него горят глаза, и ученики не остаются равнодушными».
Сергей Волков
руководитель кафедры словесности, о детях «Новой школы»:
«Какие они? Первая мысль, приходящая в голову в качестве ответа на этот вопрос, — «нормальные». Нормальные, обычные дети. Я проверил вопрос на разных учителях — все выдают эту реакцию. И это хорошо. Учителя, пришедшие из разных школ, сильных, специальных, продвинутых, со своими традициями, сообщают весьма отрадную вещь — здесь, в «Новой школе», не какие-то инопланетяне, не какие-то туземцы, которые говорят на непонятном языке. Здесь обыкновенные дети, похожие на всех прочих детей. Обыкновенные — это, значит, прежде всего разные: веселые, задумчивые, стремительные, медлительные, умные, творческие, с чувством юмора, спокойные, активные. Всякие дети. С ними интересно разговаривать, они хотят понять другого человека и мир вокруг, у них те же проблемы, что у их сверстников в других школах. Они умеют удивлять и удивляться.
«Да-да, знаем-знаем, — скажет кто-то. — Все вы врете. Они у вас отобранные». Считается, что слово «отобранные» — магическое. Отобранных, конечно же, легко учить. Отобранные, конечно же, не доставляют хлопот. Да еще и деньги платят.
Да, в «Новую школу» есть отбор. Но не по принципу родительской состоятельности или детской одаренности. Мы берем к себе те семьи, которые не боятся экспериментировать, в которых есть установка на поиск своей дороги. Как раз легче ходить чужими дорогами. Все идут, и я иду. Но, может быть, мне не туда? И, может быть, я еще не знаю, куда мне? Может быть, я хочу идти по-своему?
Вот такие дети — наши. Они готовы искать себя, пробовать, не зацикливаться на том, что непременное поступление в вуз — это единственный результат образования. Сейчас мне интересно выпиливать лобзиком — давай. А я с ума схожу от футбола — о'кей. У вас есть с кем смотреть под микроскопом всяких инфузорий? Есть. Главное, чтобы было желание двигаться, искать, было любопытство к миру, даже если еще нет четко выраженного интереса к чему-то одному. В нашей школе в условиях избыточной среды — спорт, музыка, искусство, науки.
Можно выбирать. Возможность выбора, ценность выбора, желание выбора — вот это ключевые понятия, которые объединяют всех выбравших «Новую школу» и выбранных ею и взрослых, и детей».
ЮЛИЯ ЭДГАРОВНА ВЕШНИКОВА - С 2005 года создатель и бессменный директор фонда «ДАР», который является учредителем ОАНО «Новая школа» и финансирует данный проект. Генеральный директор ООО «Нахабино Центр» (собственник здания, в котором располагается «Новая школа»). Окончила филологический факультет МГУ. Имеет 10-летний опыт в международном бизнесе. Автор, вдохновитель и организатор проекта «Новая школа».

Благотворительный фонд «ДАР» поддержал более 200 различных образовательных проектов в Москве и регионах на общую сумму более 2 млрдрублей. Среди них математические гранты и кружки с московским департаментом образования и Центром непрерывного математического образования; проект «Спасская башня» — ежегодный международный фестиваль военных оркестров; летняя практика в Италии для студентов МАХУ; летний лагерь для детей-сирот фонда «Дети Марии»; многолетняя помощь Центру лечебной педагогики; построенная на деньги «ДАРа» школа-приют для девочек-сирот при Николо-Сольбинском женском монастыре и многое другое.
EDАНКЕТА
1. Общеобразовательная автономная некоммерческая организация «Новая школа»
Сайт: http://n.school

2. Учредитель
Некоммерческая организация Благотворительный фонд содействия образованию «ДАР»

3. Место и дата основания
27 марта 2015 года, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мосфильмовская, д.88, к. 5

4. Миссия
Миссия заключается в том, чтобы дети из любых социальных слоёв могли прийти в школу и в процессе непрерывного роста, обучения и воспитания на уроках, на внеакадемических занятиях, в семьях могли проявить и развить свои познавательные, творческие, человеческие способности и в дальнейшем нашли свои лучшие пути для счастья и полной самореализации в современном и будущем обществе, и тем самым внесли свой вклад в его развитие.

5. Размер инвестиций и капиталовложений
Более 1,5 млрд. рублей

6. Здание школы: собственность или аренда?
Здание находится в собственности

7. Преподавательский состав
Средний возраст наших сотрудников – 34 года, самый юный – 19 лет, самый старший возраст- 79 лет.
Количество учеников на одного преподавателя:
1 – 4 класс – 11 учеников на одного преподавателя + 9 кураторов;
5 – 8 класс – 3 ученика на одного преподавателя + 10 тьюторов.
Психологическая служба – 5 сотрудников.

8. Учащиеся
Количество – 274 ученика (139 учеников – 1-4 класс, 135 учеников – 5-8 класс)
Принципы и процедура отбора учеников: поступление по результатам вступительных испытаний
Стоимость обучения для поступающих в 2018 году – 55 000 рублей в месяц.
Некоммерческая организация Благотворительный фонд содействия образованию «ДАР» предоставляет стипендию малоимущим семьям.

9. Дополнительное образование: основные направления.
Искусство, спорт, музыка, естествознание, информатика, танцы, кулинариум, словесность
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: