© 2022 Издательство журнала EdExpert
ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИДЕРЫ

Оцифровали офлайн. Что дальше?

Основатель и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп» Максим Спиридонов не питает иллюзий по поводу уровня развития онлайн-образования в мире и в России. Этому быстро повзрослевшему сегменту еще только предстоит пора зрелости. Что приблизит эпоху 2.0 для отечественного онлайна?
Денис Кравченко
Издатель журнала EdExpert
СПРАВКА
Максим Спиридонов

Генеральный директор и сооснователь «Нетология-групп». К созданию образовательного холдинга пришел, имея многолетний опыт серийного предпринимателя и стартап-менеджера ряда известных интернет-проектов и став обладателем книжной премии Рунета-2012 за книгу «Кто управляет русским Интернетом».
Не доросли до малышей
У «Нетологии-групп» обширная линейка образовательных продуктов для разных аудиторий. А где дошколка?
— Пока эта тема остается за рамками нашей деятельности. Наш школьный образовательный проект «Фоксфорд» ориентируется на детскую аудиторию с 4-го по 11-й класс. В экспериментальном режиме мы уже начали заходить в начальную школу. В частности, запустили образовательные мини-группы для учеников второго класса. Но дальше распространить свой опыт и внедрить обучающие практики пока не успели. Чем моложе возрастная категория (пользователей), тем больше проявляются недостатки сегодняшнего онлайн-образования, находящегося в состоянии некоторой самоидентификации. Этот рынок в том формате, в котором мы видим его сегодня, можно назвать «конструкцией 1.0» — стартовой площадкой для того, чтобы начать его коммерциализировать, искать дальнейшие пути развития и превращать в полноценную «версию 2.0».

Перед нами, участниками образовательного рынка, стоит множество вопросов. Каким образом выстраивать индивидуальные профессиональные траектории, которые уже стали трендом и совсем скоро будут чрезвычайно востребованны? Как встраивать инновационные технологии, которые позволят делать обучение более результативным и интересным? Как эффективно внедрять геймификацию, образовательную аналитику и big data? По факту у некоторых игроков есть лишь некоторые элементы всего этого. Та же самая геймификация может быть гораздо более интересной, чем рейтингование или получаемые бейджи. Big data может работать эффективнее с точки зрения построения вышеупомянутой индивидуальной траектории. Практически никто сегодня не оперирует этими инструментами в полной мере — ни у нас, ни на Западе.

Это утверждение касается и «Нетологии-групп», мы, как и многие другие, находимся в поиске. К сегодняшнему дню мы можем похвастаться тем, что неплохо реплицировали и оцифровали офлайн-обучение, убрали географические границы и создали возможность учиться в рамках курсов или индивидуально из любой точки мира. Но с точки зрения применения и развития технологий мы только подступаемся к «версии 2.0». Поэтому мы и не торопимся в началку или дошколку — в них требуется еще больше инноваций. Если быть честными, коммерческий потенциал похода в эту нишу для нас неочевиден, но вполне вероятно, что со временем мы станем рассматривать этот сегмент как перспективный.
Тогда давайте говорить про взрослых, очень взрослых. Пенсионная реформа расширяет для вас рынок?
— Конечно, недавнее решение власти и пенсионная реформа в целом влияют на рынок. Экономическая ситуация и вектор развития общества показывают, что, если ты хочешь карьеры, успеха, к сожалению или по счастью, у тебя нет выбора — ты должен находиться в состоянии постоянного обучения. Ты можешь использовать какие угодно инструменты: читать книги, смотреть обучающие видеоролики на YouTube, которых становится все больше (это отдельная тема, там теперь есть все, особенно для тех, кто знает английский), или приобрести качественные онлайн-курсы. Но всем по-прежнему нужна упаковка: менторы, тьюторы, напоминалки — современные «кнуты и пряники».

«Нетология» — именно про это. Наш профиль — это прежде всего диджитал-профессии. Новые профессии в области программирования, компьютерного дизайна, проектирования интерфейсов, в области маркетинга — это наш ответ на запросы рынка в целом и ответ на запрос людей, оказавшихся не у дел в моменте или разочарованных в текущем треке.
Большие данные в малом бизнесе
Как с направлением big data, идут учиться? Кто-то посчитал, что в мире уже сегодня требуется миллион специалистов по работе с большими данными…
— Уже сегодня технологии позволяют нам собирать и использовать большие данные в любой сфере, даже в малом бизнесе. При правильном подходе к работе с этой информацией можно получить совершенно неожиданные сведения, которые имеют прямую коммерческую ценность! Поэтому в ближайшее десятилетие в России потребность в специалистах, умеющих работать с данными, определенно будет исчисляться сотнями тысяч. Может быть, даже больше.

Мы стараемся своевременно реагировать на такие изменения и активно развиваем наше обучающее направление data science. Более того, мы реструктурируем остальные программные линейки, которые связаны со сбором данных: бизнес-аналитику, веб-аналитику, маркетинг-аналитику — все, что требует использования современного инструментария, приводится в соответствие с актуальными практиками.
Где сегодня в России уже проснулся устойчивый интерес к этой теме?
— Практически во всех ключевых направлениях бизнеса. Возьмите первую линейку банков, телекома и тяжелую промышленность — их интерес к обучению работе с данными очень высок, в том числе и в «Нетологии». К примеру, «Северсталь» и Сбербанк обучают своих специалистов у нас на курсах по data science.
EdMarket — новый бренд
На конференцию EdMarket вы пригласили прямых конкурентов «Нетологии» и «Фоксфорда». Вы хотели помериться силами?
— Нам было интересно собрать в одном месте и в формате конференции-мастерской объективно сильных игроков образовательного рынка. Мы отсекли все доклады, которые не касались практических решений, то, что не «про ремесло», и то, что уже было озвучено прежде. Разбили программу на направления (создание продукта, продвижение продукта), а их разделили на еще более прикладные секции: маркетинг, продажи, аналитика, бизнес-девелопмент, digital production.

Я рад, что нам удалось создать хорошую атмосферу и высокую плотность общения — люди разговаривали постоянно. Многие знали друг друга только по онлайну, а теперь встретились и пообщались лично.

Кроме того, мы, не стесняясь, говорим, что EdMarket — это бизнес. Апрельскую конференцию мы свели в ноль, а дальше планируем делать регулярные мероприятия, но уже зарабатывать на этом. Еще весной мы приняли для себя решение, что создаем отдельный бренд EdMarket. И теперь он обретает полную самостоятельность и будет заниматься аналитикой, исследованиями, обучением и консолидацией специалистов в области онлайн-образования.

Есть один момент — степень доверия к исследованиям, инициированным крупнейшим игроком на рынке. Я был впечатлен вашей прошлой исследовательской работой*, но в то же время слышал мнения о ее тенденциозности.
— Наши исследования мы проводим с огромным количеством других игроков с разнонаправленными векторами интересов. И за счет этого обеспечиваем высокое качество собранной информации — совместное участие помогает страховать риски, что данные не будут искажены.

Любые исследования подвергаются критике. Последнее качественное публичное исследование было сделано компанией J'son & Partners Consulting в 2014 году. К началу 2017-го они же опубликовали новый отчет, который ужаснул нас своей неточностью. Было бы странно, если бы рынок и СМИ опирались на единственный и недостаточно квалифицированный источник информации. Поэтому мы объявили, что сделаем свое масштабное исследование, наняли профессиональное агентство, а инициативная группа игроков рынка профинансировала работу.

С какой периодичностью нужно мониторить рынок?
— Раз в год это нужно делать. EdMarket как бизнес-юнит только начинает формироваться, консолидируются игроки, формируется бюджет из нескольких миллионов рублей. Наш оптимистичный прогноз — увидеть результаты свежего мониторинга уже этой осенью, но, возможно, речь идет о весне следующего года.
* Исследование российского рынка онлайн-образования, 2017. Проводилось Netology Group, Высшей школой экономики, Фондом развития интернет-инициатив, East-West Digital News и другими.
Рождения-смерти
Кончина знаменитой «Рунетологии* связана с появлением нового бренда EdMarket?
— Нет, я просто решил подвести черту в жизни именно этой программы. Понял, что я могу сколько угодно дальше упражняться, но мои слушатели выросли, и вырос я как управленец, во многом, кстати, благодаря «Рунетологии». Но интервью — прекрасный жанр! Девять лет я этим занимался в подкастах и намерен продолжить, но на новом витке, в видео. Я создал YouTube-канал «Заметки предпринимателя». И там среди контента немалую роль играют интервью.
Что увидели за эти годы?
— Как очень сильно повзрослел диджитал-рынок и я вместе с ним. Когда-то я начинал как малый предприниматель, у которого были небольшие проекты с командами из 5–10 человек. Учась на практике и в ходе этих интервью, я вырастил образовательный холдинг, в котором работают около 300 человек штатных и несколько сотен внештатных сотрудников, — моими усилиями и усилиями моих коллег.

Было интересно наблюдать, как растет масштаб и качество hard skills (узкопрофессиональных навыков) управленцев, которые оказывались у меня в гостях. Мы говорили все о больших и больших цифрах, о десятках и сотнях миллионов долларов в проектах. Диджитал стал естественной частью экономики, выросли лидеры, отвалились аутсайдеры.
Много умирало?
— Конечно. Я помню целый ряд очень интересных и красивых интервью с лидерами проектов, которые буквально через год-два переставали существовать. Впечатляющее начало и совершенно бесславный конец. Все разваливалось, и о человеке больше ничего не было слышно.
А в чем основные причины? Менеджмент? Специфика рынка?
— Отвечу как руководитель компании, которая всю свою жизнь растет. Чертовски тяжело рулить проектом, в котором в один год работает команда в 20 человек и используется соответствующий бюджет, а через год в компании уже 100 сотрудников, потом 200, еще время спустя 300 — это просто разные компании, требующие разных подходов и разных навыков. И проблема в том, что ты даже не замечаешь тот момент, когда компания поменялась: ты спохватываешься, только когда начинаются форс-мажоры и тебя начинают бить по голове. И сама компания уже требует иного: другой масштаб, другие процессы, другие люди.

Работа управленца в рамках растущей компании — это самое сложное, что я могу себе представить. Она требует постоянной перестройки, при этом никто тебе не говорит, когда нужно перестраиваться. Может быть, и был какой-то сигнал, но если ты его не понял, то потом «прилетает» сигнал посильнее, а потом может вообще случиться что-то серьезное, оглянуться не успеешь. И только потом ты понимаешь: оказывается, это были сигналы, и начинаешь «выплывать» изо всех сил! Это постоянное испытание.
Рождения-смерти будут продолжаться с такой же интенсивностью или все-таки рынок успокоился?
— Рождения-смерти будут более предсказуемы. Но всегда, конечно, будет путь стартаперов, которые находят какую-то свою дорожку и по ней прорываются. Пространство digital еще очень долго будет достаточно турбулентным, позволяющим появляться новым игрокам. Но места в нем будет оставаться все меньше, конечно, и требования к качеству команд управленцев будут все выше.
Что еще изменилось за годы вашей работы?
— Постепенно происходит принятие, что онлайн-образование — это рыночный продукт, это не экзотика. Этот процесс при всей своей простоте очень постепенный и медленный. Как с интернет-торговлей: сначала некомфортно, в новинку, но потом приходит понимание, что это просто инструмент, с помощью которого ты удовлетворяешь свою потребность.
*«Рунетология» — аналитическая интернет-программа, гостями которой становились топ-менеджеры крупных интернет-проектов, создатели ярких стартапов, заметные веб-предприниматели. Ведущий — Максим Спиридонов.
Два сценария и бенчмарки
Мы оглянулись на последнее десятилетие, что за следующие десять лет произойдет с рынком онлайн-образования?
— Выделятся один-три лидера в коммерчески перспективных нишах: дополнительное среднее, языковое и корпоративное образование. Государство в зависимости от своего поведения, более или менее консервативного, сможет сыграть в этом значительную роль. На мой взгляд, развитие пойдет по одному из двух сценариев: или госсектор будет сам заниматься модернизацией образования, но он действует всегда медленнее и хуже по качеству, и это менее логичный путь. Или же власть найдет какие-то способы коллаборации с частными компаниями, которые будут поставлять образовательные онлайн-решения в среднюю и высшую школу, во все уровни дотируемого образования, а там огромный рынок — около триллиона рублей.

Пока мы неактивно работаем в b2g-секторе, но и не видим «аллергии» на уже случившиеся частно-государственные партнерства. Работаем над возможными совместными проектами с Минтруда и Минэкономразвития. Все медленно, не всегда логично, но запрос есть.

Тренды, о которых мы говорили в начале разговора, также будут развиваться. Если геймификация, то именно через игру, при которой дети даже не понимают, что обучаются, но эффективно делают это. Если big data, то с мощнейшей персонификацией пройденного пути и уточнением последующей траектории. Совсем скоро должны появиться бенчмарки, которые станут такими «ксероксами» и «памперсами» в онлайн-образовании, когда слово «продукт» станет именем нарицательным.
«Нетология-групп» — российская компания, специализирующаяся на онлайн-образовании полного цикла. В пользовательской базе более миллиона школьников, более 150 тысяч школьных учителей и более 200 тысяч студентов. Компания — лауреат премии «Золотой сайт» и дважды лауреат Премии Рунета. Основные направления — онлайн-обучение для школьников и школьных учителей, экстернат с преподавателями вузов, курсы по освоению онлайн-специальностей, программы профессиональной переподготовки и корпоративное обучение.

Цель «Нетология-групп» на ближайшие три-четыре года — закончить построение бесшовной линейки социально значимых и коммерчески успешных образовательных проектов, охватывающих 15–20 лет жизни человека.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: