— Мы много слышим про цифровую экономику на государственном уровне. Ее польза очевидна почти всем. Но если говорить конкретно, то какие KPI региона будут затронуты тем, что мы развиваем цифровую грамотность?
— Обеспечение цифровой грамотности на государственном уровне сравнимо с массовым образованием населения в 1920-х. Во всяком случае, это похожие миссии.
Да, и в прошлом веке не каждый хотел садиться за парту, к 1960-м многие наловчились недоучиваться даже до аттестата об основном 8-летнем образовании. Но это не освобождало государство от трансляции единой государственной задачи.
Чем больше грамотного населения, тем плотнее интеллектуальный ресурс. И сегодня это не то что панацея, чтобы всем увлечься цифровой грамотностью, просто это абсолютно тождественные понятия ввиду смены парадигмы, основы и мышления развития общества.
Мы просто должны продолжить масспросвет, но уже с предметным наполнением цифровой экономики и цифровой среды. Каких-то KPI или целевых установок государство и не должно ставить. Оно просто обязано, и это прописано в Конституции, давать общедоступное бесплатное гарантированное образование. А образованный человек в сегодняшнем XXI веке — это человек, в том числе владеющий основами цифровой грамотности. По-другому просто не может быть.
Я это воспринимаю как действительно комплексную задачу государственного уровня. В нашем регионе точно так. Ни ФГОС, ни типовые рабочие учебные программы сегодня не препятствуют это доделывать или наполнять со стороны отдельно взятого региона. Я знаю, что мои коллеги из других регионов тоже активно ищут варианты, инструменты, какие-то новые формы подачи. В каждом регионе понимают, что это просто данность.
— Правильно ли я понимаю, что идет прямое воздействие на экономику региона, потому что меняется рынок труда?
— Конечно, и вопрос не в том, что рынок насытят исключительно IT-специалисты. Экономика региона сегодня строится на совершенно другой технологической платформе, на генерации новых идей и на возможности для людей реализовывать себя как предпринимателя.
Поэтому в продолжение школьного курса мы у себя в регионе развиваем программу для уже поступивших студентов системы СПО (среднего специального образования). Она у нас называется «Расширяем горизонты. ПрофилУМ». Мы заинтересованы в том, чтобы выпускник, помимо базовой профессии, ремесла, получил «прививку» цифровой грамотности. Потому что это точно развяжет ему руки, сделает его мобильным и активным на рынке нашего региона.
— Как вы думаете, какие сейчас есть преграды на пути цифровизации?
— Я могу описать ситуацию на уровне нашего региона — Тюменской области. В нашем случае губернатор области Владимир Владимирович Якушев обозначил цифровую грамотность вопросом номер один. Это касается не только образования, но и, например, здравоохранения, рынка труда в целом. Если мы сумеем создать систему, то дадим выпускникам школ больше возможностей для закрепления в регионе.
Помимо осознанного зрелого политического курса, все решения должны приниматься в консенсусе с региональной Думой. У нас за последние три месяца принят целый пакет законов и поправок в части поддержки IT как отрасли и в части поддержки отдельных проектных инициатив как раз по образовательным проектам для IT-сферы. И это сразу вселяет уверенность, что в отдельно взятый регион можно и стоит приходить со своими проектами.