— «Кванториумы» — это в первую очередь методология. Кто ее пишет, кто эти великие методисты? Вы привлекаете профи из промышленности и бизнеса, но их опыт надо же интегрировать в образовательные программы…
— Безусловно. В основе того, что мы делаем, развитие общих навыков, soft skills. Мы создаем пространство, где дети могут формировать свое мышление с учетом крайне важных навыков — это критическое мышление, коммуникация, командная работа и креативность, так называемые 4К.
К сожалению, 4К-компетенции в системе общего образования присутствуют лишь отчасти. Только что в рамках смены в «Артеке» мы общались с детьми 16-17 лет, и они не смогли выполнить ни одного задания на креативность! В школе ребенок в течение 11 лет изо дня в день получает материал, закрепляет его, пишет контрольные, получает оценки, и так по кругу. Он ничего сам не придумывает! Когда он выпускается из школы, то сохраняет сознание: «Дайте мне задание и поставьте мне оценку». Уже в виде зарплаты, разумеется.
Мы считаем, что ребенка нужно готовить не к адаптации под изменения в будущем, а к готовности создавать вокруг себя новую реальность. Естественно-научные и инженерные направленности гораздо быстрее делают мозг гибким для того, чтобы сформировать у ребенка эти основные компетенции. Наш выбор был предопределен глобальными проблемами, которые встанут перед цивилизацией уже в ближайшие годы: это абсолютно неконтролируемое развитие технологией, компьютерная сингулярность, технологическая сингулярность. Может быть, через какое-то время мы скажем: опасно, если с ребенком сидит няня-человек, а не робот, если хирургические операции делает человек, и т. д. С этими вызовами нужно знакомить ребенка уже в возрасте трех-четырех лет, чтобы формировалось представление об этих изменениях, о том, как управлять ими, как создавать эти изменения.
Есть еще один важный момент при построении образовательного цикла — привязка к реальному сектору. Когда в школе дети делают свой проект, изобретают устройства, они часто не отдают себе отчет в том, что все новое должно удовлетворять какой-то спрос. Ведь креативное — это не только новое, это новое и полезное! Поэтому мы нацелены на продуктовость, на рыночную экономику, на реальный сектор, а впоследствии на четкую связку с конкретными индустриями. У нас уже сейчас возникают узконаправленные площадки. Например, компания «Сибур» со своим кластерным присутствием в Башкортостане финансирует создание детского технопарка «Кванториум» исключительно по своей направленности.