Многие государства вынуждены проявлять гибкость и прилагать максимум усилий, чтобы, с одной стороны, предоставить родителям как можно больше возможностей и при выборе школы для ребенка, и для проявления образовательной инициативы, а с другой — обеспечить качественную и слаженную работу всей национальной системы образования. Наши исследования показывают, что такой комплексный подход может приносить результат.
Каждый человек имеет право выбрать для своего ребенка подходящее учебное заведение. Государство и школы в идеальном случае должны влиять на этот процесс в основном посредством информирования. Зрелые образовательные системы наработали определенный инструментарий, систему сдержек и противовесов, которая должна застраховать потребителей от ошибок, несправедливостей и несоответствий.
Сам по себе выбор школы еще ничего не говорит о качестве образования. Гораздо важнее и информативнее параметры и соображения, которыми при этом руководствуются родители. Они отдают предпочтение какой-либо педагогической методике и при этом имеют возможность рассмотреть несколько вариантов? Отлично! Учебные заведения могут удовлетворить самые разнообразные потребности своих учеников? Замечательно! Но если школы просто ориентированы на то, чтобы хоть как-то выделиться из общего числа, то выбор родителей не имеет никакого значения. По сути, его нет.
Мировая практика свидетельствует: от формы собственности школы — частная или государственная — не зависит практически ничего. Учащиеся обычных школ зачастую подготовлены чуть лучше своих сверстников. Но тут я должен оговориться, что такая тенденция прослеживается исключительно при насыщенном рынке образовательных услуг.
Если рассуждать о макроуровне, то самая развитая в мире образовательная система — в Сингапуре — основана по большей части на общественных, государственных школах. Результаты учащихся из Голландии лишь немногим хуже, а там преобладают коммерческие учебные заведения.
Чем больше у образовательных организаций автономии, возможностей для самоуправления и определения, тем жестче должны быть рамки, которые задает государство. Ведь в образовательной системе именно оно отвечает за стратегическое планирование. И руководители частных школ, кстати, должны понимать, что они тоже обеспечивают исполнение задач государственной политики, а взамен получают финансирование.
Государство вполне может полностью брать на себя работу по выработке образовательных стандартов — иногда иначе сложно гарантировать и контролировать качество обучения. Поэтому я не вижу ничего страшного в том, что в России за подготовку специалистов отвечает Министерство образования. Другое дело, что стандарты следует определять, исходя из реальных результатов, показанных учениками, адаптировать их под нужды сегодняшнего дня, а не принимать раз и навсегда, как догму или закон.