Клуб космонавтов Миссия дополнительного образования детей для населения в текстах экспертов и политиков, в программных документах конструировалась так:
- дополнительное образование детей — «мотивирующее пространство, определяющее самореализацию личности, … ключевой механизм адаптации к изменениям, особенно необходимый в наше время, когда, как говорится, «меняются сами изменения» (А. Г. Асмолов);
- содействие сохранению уникальности ребенка в постоянно меняющемся социальном окружении, удовлетворение его потребности в познании себя, осмыслении своего я, формирование сопротивляемости личности в непростой действительности (депутат Государственной думы С. С. Журова);
- «расширение возможностей человека … предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития … направлено на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся … как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний» («Концепция развития дополнительного образования детей», утвержденная 04.09.2014).
В то же время характерной чертой внешкольной сферы к началу 90-х была крайняя диверсифицированность: часть учреждений находилась в ведении органов народного просвещения (дома и дворцы пионеров, станции юных натуралистов, техников, юных туристов и т. д.), органов культуры (детские музыкальные школы, детские школы искусств, детские художественные школы и т. д.), профсоюзных организаций и промышленных предприятий (клубы, дворцы спорта и культуры, бассейны, стадионы), общественных организаций, ЖЭКов и т. д. Все эти организации существовали в различных форматах. Одни учреждения были районными (городскими), другие — областными (республиканскими, краевыми). Поэтому, так или иначе, четверть века осуществляются
попытки упорядочить дополнительное образование,
осуществить интеграцию, унификацию и классификацию.
ФОРМЫ Прежде всего, в 90-е в один сегмент «дополнительное образование детей» были объединены учреждения культуры, образования и спорта. До сих пор не удалось решить проблему принципиального различия между «школьным типом» (искусство и спорт) и «клубным». Экспертами осознавалась необходимость дифференциации практик дополнительного образования детей. Так, депутат Государственной думы Е. Драпеко в 2008 г. утверждала: «Принципиальным отличием детских школ искусств является то, что их работа ведется на основе образовательных программ, учебных планов, классно-урочной системы, с аттестацией, выпускными экзаменами. …Система художественного образования не является системой дополнительного образования — это первая ступень профессионального образования в сфере искусств». Отчасти положения закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012) обозначили различия, введя понятия «дополнительная предпрофессиональная программа» и «дополнительная общеразвивающая программа». У школ искусств (музыкальных, художественных, хоровых и т. д.) появилась собственная ниша, однако роль и статус общеразвивающих программ по музыке, ИЗО, вокалу и т. д. не определены. В спорте идея предпрофессиональных программ фактически опрокинута в последние несколько лет стандартами спортивной подготовки.
В 90-е годы шел процесс передачи разрозненных внешкольных учреждений в ведение муниципальных и государственных органов управления (образованием, физкультурой и спортом, культурой). Общая численность внешкольных учреждений фактически сокращалась, однако номинально создавались новые образовательные учреждения вместо домов культуры и спорта производственных предприятий, комнат школьников и подростковых клубов по месту жительства, детских парков и т. д.
Нетрудно объяснить, почему командой постсоветского мегапроекта основной упор делался на регламентацию функционирования учреждений нового типа (учреждения дополнительного образования детей постепенно переставали быть внешкольными учреждениями): Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление правительства РФ от 07.03.95 № 233); методические рекомендации «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей» (письмо Минобразования России от 29.11.99 № 24-51-1133/13).
Нормативными документами определялись виды учреждений дополнительного образования детей. Первоначально их перечень был достаточно широким, выделялись профильные учреждения («Станция», «Лагерь», «Клуб», «Школа») и многопрофильные («Парк», «Дворец», «Дом», «Центр»), постепенно в массовой практике осталось четыре вида: «Школа» (в искусстве и спорте), «Дворец», «Дом», «Центр» (в остальном пространстве). Одной из самых важных задач этого времени было обеспечение разнообразия дополнительного образования, этому служил механизм определения вида учреждения ДОД.
С одной стороны, был оформлен список из 11 направленностей программ: художественная, физкультурно-спортивная, спортивно-техническая, научно-техническая, эколого-биологическая, туристско-краеведческая, социально-педагогическая, военно-патриотическая, естественно-научная, культурологическая, социально-экономическая.
С другой, виды учреждений ДОД были выстроены в иерархию: для соответствия самому высокому статусу «Дворца» (дополнительного образования, детско-юношеского творчества, пионеров и школьников и т. д.) требовалась реализация всех направленностей дополнительных образовательных программ, к учреждению вида «Дом творчества» — не менее пяти направленностей, а «Центр» — не менее трех.
Вторая версия постсоветского мегапроекта исповедовала другую идеологию. Если ранее дополнительные общеобразовательные программы реализовывались в образовательных учреждениях (позже — организациях), то теперь возник конструкт «организация, осуществляющая образовательную деятельность». Другими словами, такой организацией могут быть не только традиционные образовательные организации (дворцы творчества, детско-юношеские центры, общеобразовательные школы, ДШИ, ДЮСШОР и т. п.), а и учреждения культуры, общественные организации, производственные предприятия и т. п. Эта идея нашла свое воплощение в «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Названное революционное новшество, принятое в 2013 году, пока остается только на бумаге. Ведь, чтобы реализовать эту возможность, необходимо стимулировать практику получения лицензии на реализацию программ дополнительного образования, что весьма обременительно для необразовательных организаций. Кроме того, необходимо разработать и внедрить практику распределения бюджетных средств (то есть нынешние организации дополнительного образования могут оказаться в конкурентной ситуации и лишиться части традиционно получаемых объемов финансирования). Социальные последствия утраты образовательными организациями части своих бюджетов могут быть болезненными. Должна измениться и практика формирования государственных и муниципальных заданий в сфере реализации дополнительных общеобразовательных программ. Такая конкуренция может привести к повышению качества дополнительного образования, население должно выиграть: с точки зрения государства важно передавать деньги тому, кто более качественно удовлетворяет запросы.
ОСОБЕННОСТИ Идея навигаторов для родителей и подростков как инструмента, обеспечивающего реальную вариативность дополнительного образования, получила свое воплощение в последнее десятилетие. И в этом смысле дополнительное образование шагнуло в сторону образования, основанного на осознанном выборе услуги, при котором ребенок не просто ищет нишу для заполнения свободного времени, а приобретает компетенции в соответствии с интересами и способностями.
С 2000 г. в государственной политике в сфере дополнительного образования угадывается вектор — урегулирование образовательных практик,
где ключевую роль призвано сыграть программное обеспечение, причем уже в эти годы явно просматривается необходимость «обновления содержания дополнительного образования детей». Именно эту задачу был призван решать Всероссийский конкурс авторских программ дополнительного образования детей. Идеология управления программным обеспечением предполагала ставку на методическое авторство педагогов, на уникальность каждой программы. Конкурсы имели очень большое значение — формировали культуру разработки программ. Шесть лет работы завершились выходом важного нормативного документа: «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844).
Прошедшее после принятия этого документа десятилетие не способствовало совершенствованию программного обеспечения. Финансирование по остаточному принципу в начале 2000-х привело к сокращению в учреждениях дополнительного образования методических служб, что сразу сказалось не только на качестве программного обеспечения, но и в целом на образовательных результатах