В марте я покинул офис и погрузился в работу над проектом. Мы доделывали сайт, пригласили опытного маркетолога, продумывали рекламную кампанию нашего первого курса. Кстати, я так и не описал модель Otus.ru. Нас можно назвать работным сайтом или кадровым агентством. Наши клиенты — большие компании, которым мы бесплатно предоставляем наиболее толковых (читай — успевающих) студентов по разным направлениям подготовки. Деньги мы получаем от студентов, которые, по нашему мнению, получают тройную ценность: возможность трудоустройства (в том числе и с релокацией), знания и навыки, а также общение в профессиональном сообществе. Наша целевая аудитория не начинающие, как у большинства проектов, а уже относительно опытные специалисты (2-3 года работы). И мы проверяем этот опыт входным тестированием, отсеивая примерно 70 % желающих учиться. В течение первого года жизни компании мы планировали охватить 20 – 30 IT-тематик, а дальше начать развиваться в других направлениях.
В чем прелесть b2c-проектов? Вы можете рассчитывать на выручку, пусть и небольшую, но сразу. Выручка — это мощный драйв, просто пинок к развитию. Когда человек платит, он одобряет то, что ты ему предлагаешь. Получив первую оплату курса, мы долго не могли прийти в себя. Раз, и на счету появились деньги. До этого ты платил, например, за бухгалтерию из своего кармана, а сейчас как директор своей компании можешь утвердить платежное поручение через мобильный банк-клиент. Ни с чем не сравнимое ощущение. Конечно, большую роль сыграла известность Виталика на рынке, в сообществе разработчиков. Сейчас я понимаю, что это вообще главный фактор успеха в коммерческом b2c-образовании.
В середине марта 2017 года мы запустили проект. Я в это время был в Португалии, оказалось достаточно поста в Facebook. Получилось достаточно сумбурно, мы не продумали почти ничего. Что мы транслируем на рынок? Кто мы вообще? Кто наш клиент? Какую ценность мы ему несем? Кто наши конкуренты? Ничего из этого, конечно, не было. Честно говоря, этого почти не было и в голове. Из всех расчетов у меня была unit-модель умеренной степени оптимистичности, а на вопрос: «Ребята, вы планируете привлекать инвестиции?» — мы могли только глубокомысленно ответить: «Э-э-э-э…»
Конечно, мы не могли себе позволить офис. Работа велась полностью удаленно, для встреч мы облюбовали московские кафе. Оказалось, что такой стиль работы ничуть не менее напряжен, чем в офисе, а три человека команды могут генерировать такой трафик в мессенджерах, как целые департаменты в крупных компаниях. Но все же мы собрали первую группу — 60 человек! Это огромный успех, до сих пор для нас эта величина является целевой и идеальной. Стоимость обучения мы заявили небольшую: 7000 руб. за месяц и 30 000 руб. за весь пятимесячный курс. К этому моменту у нас уже были соглашения с рядом компаний: Abbyy, «Лаборатория Касперского», IBS, КРОК, ЛАНИТ, EPAM и Luxoft. Мы планировали показывать им 5 – 7 выпускников каждой группы, рассчитывая хотя бы на 50-процентное трудоустройство.
Первая проблема возникла сразу после запуска группы № 1. Нас покинул маркетолог, ушел по личным причинам. Это был кошмар. Но буквально через день мне позвонил бывший коллега. Он рассказал, что два опытных (!) маркетолога (!!) с опытом продажи образовательных продуктов онлайн (!!!) ищут работу и хотят со мной поговорить. Я уже писал, что замечаю и ценю знаки судьбы? Это был второй судьбоносный для нашего проекта знак. Мы встретились и достаточно быстро договорились. Вика Александрова и Яна Горельцева покорили наши с Виталиком технарские сердца любовью к цифрам и аналитике, а также позитивной энергией. Жизнь начала налаживаться, и примерно в мае мы стали понимать, что наделали. У нас уже есть сотрудники и преподаватель, которым надо платить зарплату, у нас есть обязательства перед студентами, например возможные возвраты, у нас есть операционные затраты. И все это никак не защищено, то есть у нас просто нет «подушки безопасности».
Говорят, что жизнь стартапа скоротечна, более 90 % «умирает» в течение первого года. Еще бы, когда твоя финансовая устойчивость зависит от 5 – 7 оплат курса, то поневоле нервничаешь. Ничего нет неприятнее ощущения, что тебе нечем платить зарплату… А еще хочется поэкспериментировать и с контентом, и с маркетингом.
Надо сказать, что наш проект привлекал большое внимание потенциальных инвесторов. В мае я собрал около десяти предложений, но искал «умные деньги». Мне нужен был человек с опытом не только в инвестировании, но и в оценке образовательных проектов. Когда мы познакомились, то быстро поняли друг друга и перешли к фазе инвентаризации (или due diligence) для оценки справедливой рыночной стоимости Otus.ru.
В стартапе, «прожившем» около полугода, оценивать особенно нечего. Внимания достойны лишь планы и команда. Они взаимосвязаны: команда должна жить планами, а планы должны соответствовать команде. Наш потенциальный инвестор потратил очень много времени, терпеливо объясняя и выясняя форматы планов и суть их структуры. Конечно, у нас до этого ничего не было, мы плыли вперед интуитивно. Сейчас я уже понимаю, что упорядочивание видения дало проекту даже больше, чем те деньги, которые мы получили. У нас появилась внятная стратегия на три года, мы наладили управленческий учет и бюджетирование. Скажу честно: пришлось сложно, и неприятно, и очень затратно по времени. Но теперь я знаю — этот этап надо пройти. И лучше именно тогда, когда тебе нужны деньги. Так думается быстрее.