Одним из способов решения этой задачи стала наша программа «Школьная лига Роснано», в рамках которой мы работаем с будущими инженерами, учеными, технопредпринимателями и, что не менее важно, будущими пользователями продукции и технологий наноиндустрии.
Сначала мы пошли в школу, где, с одной стороны, смогли быстро найти всю нашу аудиторию, с другой — начать решать ту самую проблему качества естественно-научного образования, обеспечив педагога современными технологиями и актуальным контентом. Именно в этой программе для нас выкристаллизовалась триада: междисциплинарность (естественно-научная и гуманитарная), проектность и командность.
Наноиндустрия, будучи междисциплинарной отраслью, уникально подходит как для формирования широких компетенций, так и для отработки командной работы. Речь идет не только о совершенно разных технологиях и сферах, от микроэлектроники и новых материалов до фармакологии и биотехнологий, но и о разных способах организации производства и взаимодействия людей. С высокой долей вероятности надо уметь работать со сложным метапредметным содержанием, а для этого требуется хорошая естественно-научная подготовка. Кроме того, всегда будет востребовано умение «заглянуть за край», увидеть то, чего еще нет в реальной жизни.
Сейчас уже есть образовательные проекты и программы, которые предоставляют детям доступ к нашему контенту в любой точке «времени и пространства», будь они в школе, доме творчества, в детском лагере или дома. Естественно, что контент и способы работы с ним мы выстраиваем сообразно возрасту и условиям, в которых находятся учащиеся.
В начальной школе, наряду с формированием базовых и очень важных знаний и навыков, требуется в некотором роде «оседлание» любознательности ребенка, присущей ему по возрасту. С помощью учителя мы пытаемся сформировать такие методы работы, которые способствуют развитию у школьника культурных форм взаимодействия с природой. Учим грамотно формулировать вопросы: что, зачем, почему? Чтобы ребенок не просто описывал, что видит, а ставил исследовательские вопросы, выдвигал гипотезы. Это важно: докапываться до сути вещей, находить причинно-следственные связи для того, чтобы подготовить его к исследовательской и инженерной деятельности. Например, курс «Загадки природы», который мы делали, весь выстроен в этой идеологии.
Система довузовской подготовки, пожалуй, одна из немногих сфер, где реально происходит практико-ориентированное обучение — это дополнительное образование. Там ребенок сталкивается с теми предметами и явлениями, которые ему лично интересны. Благодаря такой мотивации успехи, продвижение и развитие у него происходят удивительно быстро.
Именно в направлении дополнительного образования мы концентрируем основные усилия. «Школьная лига Роснано» в большей степени работает после уроков. Конечно, технологическое содержание и инструменты, которые мы даем педагогам, постепенно проникают и в школьные уроки, в первую очередь через проектную деятельность на занятиях по физике, химии и биологии. В этом случае вполне естественно возникает противоречие с классно-урочной системой. Ведь, когда ребенок делает что-то, что ему реально нравится, его интерес не длится 45 минут, от звонка до звонка. Он увлечен и до тех пор, пока не получил результат, работает, не считаясь со временем.