С помощью LEGO Mindstorms Education EV3 ребята постигают работу различных механизмов, базовые принципы программирования, воплощают в жизнь различные инженерные решения.
Теперь сложные понятия из курса физики, математики или информатики дети могут разбирать на практике. Например, в состав учебных материалов LEGO Mindstorms Education EV3 входит комплект заданий «Физические эксперименты EV3» из 14 лабораторных работ по таким темам, как механика и динамика, сила и энергия, оптика и термодинамика.
Вспомните, из чего состоят уроки технологии в современной российской школе? Часто они не соотносятся с реальной жизнью и не учат детей решать конкретные практические задачи. Робототехнические наборы для основной школы LEGO Mindstorms Education EV3 призваны решить эту проблему, предоставив педагогу увлекательный, практико-ориентированный и универсальный инструмент. Он с легкостью свяжет теоретическую часть предмета с осязаемыми примерами из реальной жизни.
EV3 — это также простой и наглядный инструмент для преподавания математики. Пользуясь практическими робототехническими решениями, учащиеся составляют простые последовательности управляющих кодов и команды, которые на примере устройств ввода-вывода сигналов демонстрируют, к примеру, причинно-следственную связь. С помощью инструментов, заставляющих работать интуицию и строить предположения, ученики получают опыт формулирования гипотез.
Так реализуется теория STEM-обучения, которая помогает лучше усваивать различные дисциплины благодаря практическому применению. Учащиеся используют знания по математике и физике, на практике работают с такими понятиями, как физические ограничения, единицы измерения, системы координат, минимальные, максимальные, средние значения и линейные характеристики.
Профессор Массачусетского технологического университета Митч Резник разрабатывал теорию практического обучения, которая легла в основу современного представления о STEAM-образовании. В основе STEAM-обучения (S — Science, T — Technology, E — Engineering, A — Art, M — Mathematics) лежат практико-ориентированный и междисциплинарный подходы, при которых ученики применяют знания из разных областей для решения конкретной задачи. Наиболее часто STEAM-подход используется при изучении математики, физики и робототехники.
«Программирование не только для компьютерных умников, оно для всех», — утверждает Резник. Возглавляемая им Media Lab в МIT исследует влияние детской игры на процесс обучения. Выступая на международных симпозиумах и конференциях, Митч рассказывает, почему в современном мире именно программирование учит детей учиться.
Конструктор Mindstorms, который стоял у истоков образовательной робототехники, сегодня имеет десятки тысяч поклонников по всему миру. Возможно, все дело в том, что программирование с EV3 осуществляется при помощи специальной графической программы, которая интуитивно понятна и прекрасно подходит для обучения детей азам робототехники.
Увлечение робототехникой уже давно вышло за рамки школ. Юные инженеры с помощью Mindstorms создают удивительные приспособления и механизмы. Например, 12-летний калифорнийский школьник Шубхам Банерджи собрал принтер Брайля из конструктора LEGO Mindstorms Education EV3. Робот, названный юным изобретателем BRAIGO, способен наносить буквы алфавита в виде тактильных точек на рулоне бумаге. В качестве принтерной головки используются канцелярские кнопки.
18-летний житель Андорры Давид Агилар, родившийся с недоразвитой правой рукой, создал протез конечности из конструктора LEGO по форме своего предплечья. По мере дальнейшей сборки каркас фиксируется все крепче, и это не дает ему соскальзывать. Молодой человек, осваивающий вторую ступень старшего школьного образования технической направленности, также интересуется компьютерными технологиями и робототехникой. Давид мечтает создать компанию по производству протезов в соответствии с индивидуальными потребностями каждого клиента.
С Mindstorms выросло уже несколько поколений юных инженеров и талантливых робототехников, а теория STEM-обучения, предложенная Митчем Резником, доказала свою состоятельность. Время не стоит на месте, и теперь у педагогов есть незаменимый инструмент LEGO Mindstorms Education EV3 для объяснения практически любой абстрактной темы.
МАКСИМ ВАСИЛЬЕВ, президент Международной ассоциации спортивной и образовательной робототехники (МАСОР), председатель Национального совета Всемирной робототехнической олимпиады (WRO), главный тренер сборной по олимпиадной робототехнике Москвы
Решая любую производственную или бытовую задачу, человек использует знания из многих областей. Такой подход полезен и нужен современной школе. STEAM-образование сегодня активно применяется в России, но зачастую педагогам привычнее использовать другие термины, например «проектная деятельность».
Постепенно мир уходит от образования в рамках отдельных предметов, и это неслучайно. Образование лишь для передачи информации утратило актуальность. Сегодня любой школьник может зайти в Интернет и найти необходимые или недостающие сведения о предмете исследования. А уметь этой информацией воспользоваться, применить ее на практике — вот правильное назначение образования. И робототехника для этого идеальный инструмент.
СЕРГЕЙ МУСТАФИН, учитель информатики СОШ № 1207, эксперт РАОР (Российская ассоциация образовательной робототехники), член Научно-экспертного совета Всероссийской робототехнической олимпиады, тренер московской сборной и команд-победителей и призеров российских и международных состязаний
Применимо ли STEM-образование в российских школах? Считаю, что да. Сегодня вся система движется именно в этом направлении, и в последней версии ФГОС говорится о нем же, но другими формулировками. Для российского учителя STEM-технологии — это в первую очередь новые инструменты, которые могут применяться в смежных областях знаний.
STEM — это возможность для учителей пользоваться новыми технологиями для изучения информатики, математики, физики. Эти инструменты уже распространены в российских школах, но еще не всем педагогам хорошо знакомы. В марте этого года проходил этап олимпиадных соревнований по информатике, в ходе которых учителям предлагалось выполнить тематическое задание. После девятичасового хакатона многие педагоги говорили, что робототехника — это очень правильный и эффективный инструмент, который даст толчок для использования новых инструментов в педагогической деятельности.