ITS разработана в исследовательской лаборатории на основе проектов (например, Why2-Atlas), которые поддерживали диалог между машиной и человеком. Быстрый переход системы ITS от лабораторных испытаний к использованию в реальности удивляет и радует. Скачиваемое ПО и онлайн-системы (Carnegie Speech или Duolingo) обеспечивают обучение иностранному языку с помощью системы автоматического распознавания речи (Automatic Speech Recognition) и техники обработки естественного языка (NLP) для обнаружения ошибок в речи и помощи в их исправлении. Системы репетиторства («Когнитивный репетитор Карнеги», Carnegie Cognitive Tutor) использовался в колледжах и старших классах США для помощи студентам в изучении математики.
Другие ITS были разработаны для обучения географии, медицинской диагностике, компьютерной грамотности и программированию, генетике и химии. Когнитивные воспитатели используют ПО для имитации роли настоящего наставника, давая, например, подсказки, когда студент застревает над математической задачкой. Основываясь на том, какая требуется подсказка и каков был ответ, когнитивный репетитор формирует отдачу в соответствии с контекстом.
В системе высшего образования приложения усложняются. ITS под названием Sherlock начали использовать при обучении техников ВВС США диагностике проблем в электрических системах самолетов. Институт информационных наук Университета Южной Калифорнии разработал усовершенствованные учебные модули, базирующиеся на аватаре, чтобы тренировать поведение военных чиновников в мультикультурной среде перед их отправкой за границу. Новые алгоритмы для индивидуальных уроков («Бейзианский мониторинг знаний», Bayesian Knowledge Tracing) делают возможной персонализацию качественного обучения и решают задачу его последовательности.
Самым удивительным стал бурный рост числа массовых открытых онлайн-курсов (MOOCs) и других моделей онлайн-обучения на всех уровнях, включая использование таких инструментов, как «Википедия» и «Академия Хана» (Khan Academy). Это удивляет, как и использование современных систем управления обучением, в которые встроены синхронные и асинхронные образовательные и адаптивные инструменты обучения.
С конца 1990-х такие компании, как Educational Testing Service и Pearson, разрабатывают инструменты автоматической оценки эссе студентов при стандартных тестированиях. Большинство популярных MOOCs, включая созданные на базе EdX, Corsera и Udacity, применяют технологии NLP, машинного обучения и краудсорсинга для оценки коротких тестов, эссе и программных заданий. Количество систем онлайн-образования, которые поддерживают профессиональное образование на уровне выпускников вузов и обучение на протяжении всей жизни, тоже быстро увеличивается. У таких систем большие перспективы, так как необходимость взаимодействия лицом к лицу не столь важна для работающих профессионалов и их переквалификации. Они первыми начнут их активно применять, как только технологии будут протестированы и одобрены.
Можно утверждать, что ИИ — это секретный соус, позволяющий педагогам и инструкторам, в особенности в высшем образовании, умножить размер классов в несколько десятков тысяч раз. Для непрерывного тестирования большого количества учеников также возможно автоматическое генерирование вопросов, предназначенных для оценки словарного запаса («кто?», «что?», «когда?», «где?», «почему?»), а также использование таких электронных ресурсов, как WordNet и «Википедия».