Итак, задача по подготовке кадров поставлена. Программа развития до 2035 г. прямо указывает: «Система образования должна лучше оснащать людей навыками и знаниями, чтобы они отвечали требованиям цифровой рабочей среды и общества знаний. <…> Необходимо содействовать более широкому использованию цифровых средств информации в образовании на протяжении всей жизни человека».
«Система должна». Но на практике спасение кадров для цифровой экономики становится делом рук самих кадров и каждого конкретного учебного заведения. Речь, действительно, идет о том, как удержаться на плаву и не «утонуть» в потоке стремительно меняющихся технологий, новых требований рынка труда и реалий общества в целом.
Перейдя от программ и планов к конкретным шагам, учебные заведения сталкиваются с двумя задачами:
1. Для тех, кто только учится, необходимо регулярное, раз в два-три года, обновление учебных модулей. Их сочетание с классической фундаментальной подготовкой, со стремлением вузов сохранить суть и глубину профессии, что хорошо и правильно, способно дать обучающимся максимально актуальные на момент выпуска из учебного заведения знания и навыки.
2. Нужна система переподготовки и повышения квалификации уже работающих кадров, чтобы они могли адаптироваться к цифровой экономике. А для этого необходимо открытие на базе учебных заведений дополнительных курсов и внедрение соответствующих программ. Особенно актуально такое переобучение для тех, кто окончил вуз или колледж/техникум более десяти лет назад.
Справятся ли вузы и заведения СПО с полумиллионным дефицитом ИТ-специалистов? При всем уважении, думается, вряд ли. На помощь тут приходят опять же государственные программы и проекты. В частности, недавние гранты от правительства РФ на развитие онлайн-обучения, которое призвано увеличить численный охват обучаемых и переобучаемых. С другой стороны, оказать необходимую поддержку готов бизнес. Зачастую вендоры не только производят собственные технологии, но и учат с ними работать.
20 лет по всему миру такую образовательную кампанию ведет Сетевая академия Cisco. На данный момент более 10 тысяч академий Cisco действует на базе учебных заведений в 170 странах. Ежегодно в них проходят обучение более 1 млн человек. За время существования академии выпущено почти 7 млн слушателей. В России, где академия работает 18 лет, обучаются более 22 тысяч человек в год. Более 20 тысяч преподавателей в мире являются инструкторами академии.
Передовые российские вузы и колледжи уже внедрили учебные программы Cisco в учебный процесс — отдельными курсами или встроенными модулями. Их содержание регулярно обновляется, и, следовательно, «на выходе» мы получаем специалистов, знания которых актуальны, а сами они готовы адаптироваться к условиям цифровой экономики. Для вузов и учебных заведений СПО даже разработаны типовые программы для ряда специальностей в области ИТ, в которые интегрированы модули курса «CCNA Маршрутизация и коммутация».
Программа обучения Сетевой академии Cisco охватывает и школы. Предполагается, что их задача не только дать общее образование, но и подготовить абитуриентов к учебе в колледже или вузе. Но на деле выходит так, что 20 % обучающихся отчисляются еще на первом курсе, так как не справляются с нагрузкой из-за большого разрыва между школьной и вузовской/ссузовской программами. Таким образом, эти учебные заведения вынуждены либо попрощаться с неуспевающими первокурсниками, либо потратить не менее года на их дополнительное обучение и адаптацию. Во избежание такого разрыва Сетевая академия Cisco реализует в школах курсы «Основы ИТ», «Основы сетевых технологий», «Введение в интернет вещей» и «Введение в кибербезопасность».
Быть готовыми учить и учиться так, чтобы соответствовать требованиям цифровой экономики, участвовать или нет в ее построении — вопрос выбора. Мы не случайно заговорили про спасение утопающих и заодно хотим напомнить и без того известную байку про двух лягушек, упавших в молоко. Одна сложила лапки и утонула, а вторая барахталась-барахталась, взбила масло и выбралась из кувшина. Как и в каком объеме будет реализована программа развития цифровой экономики, покажет время. Но у каждого конкретного человека должна быть возможность сделать выбор в пользу своего профессионального развития, чтобы завтра не оказаться безработным. Каждое конкретное учебное заведение способно решать, кадры какого качества оно будет выпускать и будет ли эффективным. В такое время живем: приходится «барахтаться» и успевать за стремительным развитием технологий. В связи с этим помощь со стороны бизнеса — это если не спасательный круг, то как минимум маяк, который подскажет, куда плыть.