Практическое обучение вообще играет ключевую роль в подготовке детей к самостоятельной жизни. Сегодня многие компании предлагают практические и увлекательные учебные материалы и решения, которые помогают ученикам добиваться успеха в изучении информатики и предметов естественно-научного и технического циклов. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь соотнести уроки с реальностью и продемонстрировать, что программирование не сводится к написанию строчек текста на экране, а имеет практическое применение. Школы могут пригласить на уроки специалистов, которые расскажут ученикам, как программирование используется в реальной жизни.
Для обучения принципам программирования можно использовать абстрактные задания или задания с примерами, но для учеников важнее всего увидеть и понять, каким именно образом работают программы. Принцип можно продемонстрировать на простом примере: попросите учеников дать друг другу различные команды, например «сделай шесть шагов вперед и помаши руками». Чтобы ученики могли понять и быстро выполнить эти команды, указания должны быть конкретными и четкими, совсем как программный код.
То же самое можно продемонстрировать, запрограммировав робота на осуществление простейших действий. Если на уроках используются наборы LEGO® Education WeDo или LEGO® MINDSTORMS® Education EV3 (кстати, именно эта платформа легла в основу проекта «Лунная Одиссея»), можно попросить учеников, например, сначала построить простого робота, который двигается вперед в течение определенного времени (в секундах), а затем добавить датчик движения, чтобы заставить робота остановиться, если он встретит препятствие. Тем самым, шаг за шагом, ученики осваивают базовые алгоритмические навыки, начиная создавать сложные программы с переменными, массивами и логическими операторами.
Программирование — важная часть работы с любым робототехническим решением LEGO Education. Помимо изучения основ информатики, наборы LEGO Education дают ученикам возможность самостоятельно решать творческие и проектные задачи, применяя математические навыки и STEM-компетенции, создавать собственные робототехнические конструкции и «оживлять» их с помощью программ.
Как только ученики поймут основные принципы программирования, они смогут составить любую программу, которую только подскажет их воображение. Они будут готовы сконструировать механический манипулятор и запрограммировать его на захватывание предметов или построить новые машины, выполняющие самые разные функции.
Это прием покажет ученикам связь между программой на экране и ее применением в реальной жизни. Благодаря роботам они смогут увидеть результаты своей работы и понять принцип действия написанных ими же команд.
Например, можно собрать мобильную платформу, запрограммировать ее и изучить, как работает круиз-контроль или автопарковщик — система предупреждения о приближении к препятствию в современных автомобилях. Во-первых, почти всем детям знакомы эти электронные приборы, а во‑вторых, всегда интересно заглянуть в самое «сердце» механизма или прибора и узнать секреты их отлаженной работы. С этого момента ученики, скорее всего, искренне увлекутся программированием, увидев, что строки текста на экране, оказывается, имеют практическое применение.
Простые языки визуального программирования, такие как NEPO или LabVIEW, в которых используются пиктограммы или блоки, позволяют ученикам создавать программы в виде последовательности графических блоков и сразу видеть их практическое воплощение, а уже потом начинать писать собственные текстовые алгоритмы.
К тому же это прекрасный способ выучить терминологию: в различных языках программирования для одних и тех же действий используются аналогичные команды. С помощью наглядных примеров ученики расширяют свой словарный запас и учат определения, которые затем смогут использовать при создании программ на любом языке программирования.