— В мае 2017 года на презентации корпорации «Российский учебник» вы заявили об амбициозной миссии — сделать отечественное образование конкурентоспособным на международном рынке. Что вы вкладываете в понятие конкурентоспособности?
— Начну с двух важных тезисов. Во-первых, Россия, как и другие страны, вовлечена в процесс глобализации, она является частью мировой экономики. Во-вторых, мир вступает в эпоху экономики знаний, когда наука и технологии становятся главными драйверами роста благосостояния стран. Действительно, если мы посмотрим на ставки процентов по кредитам в мире, то увидим, что они низки как никогда. Капитал стал дешевым и доступным. Аналогичная ситуация складывается и с сырьем. На многих сырьевых рынках наблюдается профицит предложения, товара слишком много. Эта ситуация оказывает давление на цены, и они снижаются. За последние пару-тройку десятилетий технологии и наука стали основным производственным фактором, существенно изменив рынки и индустрии, казавшиеся стабильными. Цифровой контент, мобильный интернет, интернет вещей, социальные сети, «уберизация», совместное использование вещей, искусственный интеллект, робототехника — вот основные тренды современного мира.
Эта ситуация создает серьезные риски для нашей страны, поскольку если отмеченные тенденции будут развиваться, то, вероятно, мы не сможем и дальше поддерживать необходимые темпы экономического роста. Что делать? Как не оказаться на задворках мира? Ответ очевидный — инвестировать в человеческий капитал, потому что именно люди занимаются наукой и разрабатывают технологии. Сегодня конкурентоспособность страны определяется ее человеческим капиталом, талантами. Поэтому нам необходимо развивать систему образования и, главное, инвестировать силы и средства в ее фундамент — общее образование.
Но чему учить современных детей? Какие знания, навыки, компетенции окажутся полезны и будут нужны завтра? Какими должны быть результаты обучения в школе, в вузе? Ответы на эти вопросы и формируют понимание конкурентоспособности образования, и их ищут во многих странах. В ноябре 2017 года на форуме Global Education Leaders Partnership Summit, который проходил в Москве, лидеры образования из разных стран говорили о том, что современным детям придется учиться всю жизнь. Поэтому знания, конечно, важны как основа мировоззрения человека, но гораздо более важным является умение учиться, мотивация к обучению.
Если в мире будущего с высокой степенью вероятности алгоритмизируемую, рутинную деятельность будут осуществлять роботы, то чем станет заниматься человек? Скорее всего, творчеством, генерацией идей, причем не в одиночку, а в командах. Следовательно, конкурентоспособное общее образование должно дать современные компетенции, в том числе навыки коммуникаций, работы в команде, креативности, а также развивать эмоциональный и социальный интеллект.
Если говорить об арсенале средств, с помощью которых можно добиться этих целей, это в первую очередь требования к образовательным результатам и мониторингу их достижения. И хотя сейчас ФГОС содержит требования к метапредметным и личностным образовательным результатам, они носят декларативный характер, поскольку достижение этих результатов не измеряется, изменения не отслеживаются. Нужно совершенствовать требования к образовательным результатам, вовлекая в их обсуждение представителей бизнес-сообщества, работодателей будущего, широкий круг экспертов, в том числе иностранных. Нам не нужно здесь замыкаться в себе. Наоборот, необходим международный обмен опытом, площадки для такого обмена.
Что еще важно для повышения конкурентоспособности — это формирование современной информационно-образовательной среды школы, детского сада. Учебника и даже учебно-методического комплекта недостаточно. Нужны дополнительные источники информации, контента в «аналоговом» и цифровом виде, а также образовательные сервисы и инструменты (параметрические модели, инструменты визуализации, среды программирования и проектирования, сервисы тренировки, контроля и оценивания и т. д.), нужна вычислительная техника, оборудование для 3D-печати, станки с ЧПУ, компоненты для роботостроения, проекционное оборудование. Корпорация «Российский учебник» в 2018 году совместно с ВШЭ проведет исследование с целью сформировать требования к современной информационной образовательной среде школы.
Добиться нашей цели невозможно без поддержки педагогов. С одной стороны, мы должны помочь им справиться с рутиной, чтобы освободить время для реализации действительно важных задач, а с другой стороны — помочь им в развитии. Подготовка к уроку, контроль знаний, формирование документов и отчетов должны отнимать у педагогов значительно меньше времени, и мы пытаемся добиться этого с помощью сервисов «Классная работа» и «Контроль» нашей цифровой образовательной платформы LECTA. Сейчас «Классная работа» позволяет провести примерно 20 % уроков школьной программы практически без подготовки. К концу 2018 года мы охватим этим сервисом всю школьную программу. В прошлом году мы открыли наш корпоративный университет, обучили за IV квартал порядка 6 тысяч учителей и воспитателей. В этом году планируем обучить уже 50 тысяч, увеличив количество доступных курсов повышения квалификации более чем вдвое.