— Дмитрий, сегодня у многих семей есть запрос к системе образования на привитие ребенку навыков XXI века. В прошлом году в Давосе эти принципы были сформулированы. Вы не находите, что в сегодняшней России такой набор качеств встретишь, скорее, в среде бизнесменов достаточно высокого уровня? Расскажите про ваш образ предпринимателя.
— Да, планка представляется очень высокой, но вовсе не недостижимой. Новые форматы в образовании вполне позволяют добиваться таких результатов. Что касается портрета предпринимателя, то я исхожу из собственного опыта общения с предприимчивыми и успешными людьми. Берусь судить, что многое их объединяет.
В первую очередь можно посмотреть на внутренний мир предпринимателя, на его отношение к себе и к внешнему миру. Если говорить про внутренний мир, то предприниматель прежде всего чувствителен к себе, к своим интересам, к своим способностям. Чувствителен — значит может дифференцировать свои желания и способности, понимать, что «я хочу, умею», а что — нет. Но для такого человека «не хочу» или «не могу» — не непреодолимый барьер, а задача. Внутренняя чувствительность к «хочу» задает мотивацию и конструктивное отношение к барьерам, возникающим на пути. Предприниматель прежде всего умеет ставить цели, исходя из своих прочувствованных желаний. «Почему это важно, почему я с этого начал?» Я видел немало попыток предпринимательства, особенно у молодых людей, которые исходили из поверхностных «хотелок». Они, естественно, разбиваются о первые барьеры.
Это очень наглядно видно при работе с подростками. Мы как-то проводили семинар по проектному управлению для ребят, у которых были свои идеи бизнес-проектов. Попробовали вместе с ними описать образ проекта и представить первые шаги. Мягко так, аккуратно. Разумеется, сразу возникла масса вопросов. Слово «вопросы», оно для опытного предпринимателя. А для подростков это непреодолимые проблемы! И сразу цели стали корректироваться: «М-да… это сложно, я чего-то другого захочу… наверное, потом». То есть большинство «хочу» оказалось из серии «хотелось бы, а если не получится, то и ладно». Когда же цель ставится с учетом истинных потребностей, твоих интересов, твоего видения картины мира, у тебя найдется энергия для преодоления трудностей, которые неизбежны.
А дальше уже играет вторая часть — знание своих способностей: что я умею, что — нет. Предприниматель эффективно сортирует задачи на типы: «это я умею и делаю сам», «вот это я смогу сам позже, быстро научусь-разберусь», «а это я не буду даже пытаться освоить, найду ресурс вовне, это не мое». Отсюда следующая черта — умение работать с ресурсами для достижения цели, строить для себя опоры, как внутренние, так и внешние.
Поэтому важно умение взаимодействовать с миром, коммуницировать с людьми, потому что чаще всего ресурс требуется именно человеческий. Здесь срабатывает уже упомянутая чувствительность к себе, к своим желаниям и интересам — это база для успешного взаимодействия с другими людьми.
— Ты не можешь видеть другого, если не умеешь видеть себя…
— Конечно! Предприниматели — очень тонкие люди. «Я с уважением отношусь к своим интересам, способностям и неспособностям, я с ними живу, работаю и что-то большое делаю. И точно так же отношусь и к другим людям». Предприниматели по другой схеме смотрят на мир: «что мы можем сделать вместе», «чем ты можешь быть мне полезен», «чем я могу тебе помочь», «что я могу тебе дать». Помните высмеянный в советское время принцип «ты — мне, я — тебе»? Но предпринимательство — это когда я что-то ценное даю людям и за это получаю ресурс. Способность видеть потребности людей, уметь договариваться с ними — это базовая способность.
По сути, я уже начал про вторую часть, о том, как предприниматель видит мир. Мир для него — это площадка, где можно строить что угодно, причем рядом есть склад ресурсов, из которых ты можешь это делать. А люди — это те, ради кого все это делается, и с кем. Это мировоззрение скрыто от глаз, мы видим, что человек делает бизнес, зарабатывает деньги. Ну где тут люди, это же все про «бабки»! Так кажется со стороны. Но, когда ты посмотришь, как культурные бизнесмены взаимодействуют с людьми, с миром, эту черту увидишь практически у всех.
Дальше я бы назвал следующее качество — предприниматели, на мой взгляд, это люди, которые обладают навыком самообучения, как никто другой в этом мире. Из всех людей, что я видел, у предпринимателей выше всех способность погружаться в новые сферы деятельности и менять себя. Никакие ученые, никто не делает это так, как бизнесмен. Не имея образования, опыта, они проникают очень глубоко даже в сложные технологические задачи в интересной им сфере.