— На этот вопрос легко ответить: «Может, должна…» Но встает другой вопрос:
готова ли сама школа действовать и развиваться в условиях неопределенности? Неопределенность как свойство было присуще миру всегда. Но неопределенность, неоднозначность как свойство человеческого познания — это действительно открытие недавнего времени. В современных организациях, в том числе образовательных, сейчас сосуществует несколько разных укладов.
Уклад порядка — это то, что называется традиционным образованием, традиционной школой. Но есть и другие уклады — становление порядка, сложность, запутанность, в которой порядок еще не просматривается, и, наконец, есть хаос, из которого все возникает.
Наше сознание привыкло стремиться к укладу порядка, но мы не привыкли, что можно жить и продуктивно действовать в условиях сложности, запутанности, хаоса. Это воспринимается нами как беда, а не как источник возможностей. Постоянно жить в хаосе невозможно, но и жить в неизменном порядке — это остановка и застой. Жизнь в условиях высокой сложности трудна, но это та реальность, в которой мы живем.
Области хаоса и запутанности пока не освоены. Их предстоит осваивать и на уровне личности, и на уровне школы как организации. В этом одна из важных образовательных задач и одновременно одна из областей развития управления в образовании.
Свою задачу как эксперта я вижу в том, чтобы помогать образовательным организациям-лидерам, лидерским коллективам думающих педагогов использовать возможности развития за пределами привычного порядка.