— На многочисленных конференциях и форумах едва ли не ежедневно обсуждается сонм проблем отечественной системы образования. О чем предложили бы договориться в первую очередь вы?
— Я бы начал с целеполагания. Правда, вокруг него тоже немало дискуссий. Все начинается с осмысления целей. Если они не сформулированы, не осмыслены и не согласованы, то в системе возникает внутренний диссонанс. Мы все сейчас беремся судить: это плохо, это хорошо. Но применительно к чему? Применительно к тем категориям, в которых оценивают цели и результаты образования разные участники процесса, общественного договора, если хотите.
Давайте договоримся, зачем нужно образование государству и семье. Надо договориться о том, что такое школа, что такое вуз, что такое дополнительное и профессиональное образование. Как все это работает? Тогда на этапах перехода, например из школы в вуз, мы сможем устранить те значительные провалы, которые сегодня мешают всем — учащимся, работодателям и в конечном счете государству. Да, мы оцениваем ресурс человеческого капитала в России потенциально как очень высокий. Но, к сожалению, сегодня констатируем отставание его развития от ведущих стран. Это измеряемый факт.
Мы сильно отстаем в практическом применении имеющихся у каждого человека навыков, что наиболее высоко котируется в современном мире. Когда ты не просто что-то знаешь, а когда умеешь это целенаправленно и результативно применять в реальной жизни, в экономике. И генерировать ту самую ценность, которая позволяет увеличивать валовый национальный продукт. Сегодня человеческий капитал, пожалуй, основной ресурс развития любой страны. Деньги в нашей стране есть. Да, сегодня существуют проблемы в доступе к этим деньгам, но они есть. И целенаправленно инвестировать в экономику можно только тогда, когда есть человеческий капитал, способный эту инвестицию реализовать.