Главная проблема персонализации не в многообразии концепций и паттернов, не в дороговизне технологий, а именно в базовом определении: персонализация исходит от самого обучающегося. Без определения конечной цели и задачи, ради которой обучение необходимо, невозможно получить оформленный образовательный запрос на освоение конкретного навыка. Например, выбор элективных курсов в вузах, где эта практика начала внедряться, чаще всего происходит абсолютно случайным образом. А исследования, проведенные PROFILUM весной 2018 года на двух тысячах московских старшеклассников, показали, что половина из них не определилась с будущей профессией, а еще четверть не уверена в своем выборе. Следствием этого является всего порядка 35 % взрослых, работающих по профессии (по данным HeadHunter), и, по разным данным, от 60 % до 80 % желающих сменить сферу деятельности.
Поэтому главной технологией, которая должна лечь в основу персонализации, должна стать технология осознанного выбора. В классификации навыков XXI века P21 — это self-direction, способность направлять себя. А для этого нужны программные решения по формированию навыков осознанного выбора в меняющихся условиях, чтобы развить и применить таланты наилучшим образом, собрав для этого образовательную траекторию.
В этой связи индивидуальные образовательные траектории (ИОТ) можно определить как комплекс информационных и сопровождающих сервисов, позволяющих выстроить и реализовать путь для достижения профессиональных целей и реализации профессиональных склонностей. Такой модуль ИОТ стал одной из функциональных составляющих рекомендательной системы, которую PROFILUM пилотировал в старших классах школ.
Задачи описанного модуля ИОТ заключаются в:
- Помощи школьнику в формировании профессиональных целей (рекомендации на основании психометрического тестирования, каталог профессий).
- Подборе образовательных шагов и активностей, в составлении индивидуального плана развития (ИПР).
- Сопровождении и мониторинге реализации этого плана, коррекции профессиональных целей на основании полученного опыта.
Иными словами, профориентация, образовательная траектория, постоянное обучение и переобучение.
Кажется, что подобные персонализирующие сервисы для взрослых могут совершить настоящую революцию в дополнительном образовании, заранее обеспечивая пользователей информацией об изменениях на рынке труда, поддерживая на прежнем уровне или обновляя полученные ранее компетенции работника, помогая определиться с профессией и даже работодателем.