— Как относятся ваши коллеги из других стран к тому, что инициатива принадлежала русским?
— Действительно, практически нет проектов, которые работают с образом образования будущего за пределами периметра Северной Америки и Западной Европы. Все, что мы читаем в прессе, рождено в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско. Китаю из Пекина, Индии из Дели это не удалось, притом что ресурсов у них больше. Мы же интегрировались в значительную часть дискуссий и диалогов с международными организациями, которые двигают эту повестку. Далеко не всегда это делалось при поддержке государства. Скорее, обходными путями. Мы специально позиционировали себя как независимую организацию, на площадке которой можно обсуждать повестку, которой нет даже на Всемирном экономическом форуме. Мы стараемся предложить что-то альтернативное, хотя многие вещи будут совпадать.
Когда я только собирал первый консультационный совет, один очень уважаемый коллега, известный психолог из Чили Клаудио Наранхо сказал мне: «А где русская революция? Почему вы очень конвенционально рассуждаете? Попробуйте внести что-то такое свеженькое». Стараемся следовать этому совету.
И наши коллеги уже в процессе совместной работы вдруг понимают, что русские нормальные, интересные, у них там что-то происходит, что мыслят они продвинуто, много экспериментируют и делают потрясающие вещи. Теперь нам важно показать, что Россия не только продвинута, но ей есть и что предложить.
Еще одна задача GEF — показать миру сообщество образовательных инноваторов из России. Это группы, образовавшиеся вокруг АСИ и форсайта образования. Например, ребята, которые делают университет 20.35, есть темы образовательных экосистем — Михаил Кожаринов, питерская группа «Институт широкополосного образования», есть кружковое движение «Национальной технологической инициативы», Павел Рабинович с «Космической одиссеей», Виктор Пронькин с JuniorSkills, проект «Сириус» очень живой. У нас много тех, кто занимается игропедагогикой, социальной реабилитацией. В общем, есть множество проектов, заслуживающих внимания и продвижения в мире.
К примеру, мы совсем недавно в России были соорганизаторами встречи «Глобального партнерства образовательных лидеров», GELP. И, видимо, впервые в истории современной России была ситуация, когда лидеры российского и мирового образования поговорили на равных, собрали вместе смыслы, которые теперь через партнерство выходят в мир и будут его менять. Лидеры из 12 стран, которые сюда приехали, были шокированы — насколько здесь развитое и продвинутое сообщество.