— Какие качества, на ваш взгляд, присущи настоящему предпринимателю, человеку, способному менять мир?
— Способность работать в неопределенной среде — неизвестных всегда очень много. Коммуникационные способности, способность донести до инвесторов, до клиентов то, что ты хочешь. Способность работать в командах. Способность лидировать, способность рисковать. В моем опыте было много неудачных проектов, но я могу точно сказать, что это было обучение. Очень важный элемент — способность вновь вставать. Про постоянное обучение я уже говорил. Вообще, это склад характера во многом, склонность к авантюре.
— Все, что вы сейчас назвали, лежит не в области привитых навыков. Скорее, в области психологии. Можно ли этому научить?
— Я больше склоняюсь к ответу: «Нет». Это, скорее, задача по поиску людей, склонных к предпринимательству. Я не думаю, что можно полностью привить предпринимательскую инициативу. Ни в какой стране это невозможно, потому что это природа. Но уменьшить или увеличить можно. Потому что далеко не все, вообще считается, что только около 5 % детей…
— Кто-то говорит, 10 %...
— В разных странах по-разному, у нас меньше, у нас около 5 % потенциальных бизнесменов. Не самый высокий показатель, но их выявление и предоставление возможностей, создание некой культуры — это, конечно, важно для того, чтобы предпринимательство развивалось. Нужно создавать условия, при которых те, у кого с детства аппетит к риску, желание создавать новое, находили для себя возможности для творчества, а не становились жертвой стандартизированных подходов.
— Какие условия?
— Например, привести закон об образовании в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом в части вариативности образования. Создать условия, при которых директор школы может выбирать и «собирать» образовательную программу, а учитель может находить источники и любой формат деятельности в рамках урока. Тогда, в свою очередь, родитель будет помогать ребенку в поиске школы, потому что они все станут разными, а затем ему придется учиться поддерживать ребенка в его выборе образовательных траекторий. Это будет создавать среду, в которой принятие решений вместе с ответственностью за принятые решения станет со временем культурным кодом, нормой.
Нужно создать возможности для существования различных альтернативных образовательных проектов, разных форм собственности, использующих различные методики в соответствии с ФГОС. И способствовать тому, чтобы лучшие практики могли свободно пересекать границы государства в обе стороны. Ведь технологические решения, оторванные от мирового контекста, обречены на умирание.
— Онлайн-образование вообще не знает границ…
— Оно ускорит все процессы и позволит делать многое в масштабах страны, будет не настолько важно, где ты находишься. Я сторонник общения, считаю, что образование невозможно без элементов коллаборации, без сотрудничества, без горизонтальной конструкции взаимодействия с другими людьми.