© 2022 Издательство журнала EdExpert
ШКОЛА. НОВАЯ ВОЛНА

Чему учит школьное здание?

Система организации образовательного пространства отказывается от единообразия
Марк Сартан
Руководитель Центра разработки
образовательных систем «Умная школа»
Каждый, кто ездил по нашей стране или хотя бы гулял по родному городу, знает, что «общеобразовательные учебные заведения» мгновенно опознаются, даже будучи увиденными вскользь из окна поезда или машины. Достаточно где-то на периферии зрения мелькнуть знакомому образу, как становится ясно — вот она, школа! Чуть ли не меловой доской пахнет.

Можно предположить, что это глубоко символично. Российские школы самим своим внешним видом и архитектурным устройством выражают сущность массовой системы образования с ее жесткой классно-урочной системой и господством фронтальных методов обучения.

Традиционная для школы индустриальной эпохи метафора «школьного конвейера» объясняет промышленно-безликий вид типового здания, равномерное распределение по фасаду одинаковых окон, одинаковый размер классных комнат, прямые пустые коридоры, неизменность планов всех этажей, монотонные цветовые решения, единый вход-портал. Это не школа, а фабрика по производству человеческого материала методом конвейерно-групповой обработки.

Жестко звучит? Конечно. Соглашаться не хочется. Но вот как определяется конвейерный способ производства: «Технологический процесс расчленяется на элементные процессы, которые одновременно выполняются на отдельных рабочих местах. Изделие в процессе производства перемещается от одного рабочего места к другому; каждое рабочее место обслуживается закрепленным за ним звеном. Основным условием осуществления конвейерного производства является ритмичность выполнения элементных процессов, для чего необходимо, чтобы их продолжительность была одинаковой; тогда через равные промежутки времени можно одновременно перемещать изделия с одного рабочего поста на другой».

Правда, знакомо? Одновременно идут уроки в кабинетах, закрепленных за отдельными учителями, по их окончании ученики одновременно перемещаются в другие кабинеты, и все повторяется — разве не то же самое?

А кто все еще сомневается, знаменитый клип We don't need no education группы Pink Floyd ему в помощь. Или книги М. Гриндера «Исправление школьного конвейера» и Дж. Гатто «Фабрика марионеток». Они на ту же тему: школа как завод.

Чему учит такая школа своим фабричным обликом? Что она сообщает каждому входящему? Какую историю рассказывает ее архитектурное воплощение? Простую: ты — заготовка. Заходи внутрь, и мы тебя обработаем, подправим, придадим нужную форму и готовой деталью общественного механизма отправим во взрослую жизнь работать винтиком государственной машины.

Современному обществу люди-винтики не нужны, и даже государство об этом как минимум заявляет. Поэтому и массовое «конвейерное» образование по единой для всех программе и жесткому одинаковому расписанию уходит в прошлое, а кое-где уже и ушло. Современное образование решительно движется от единообразия в сторону вариативности, то есть расщепления единой программы на множество индивидуальных.

Соответственно, в этом же направлении развивается и система организации образовательного пространства школы, которое должно соответствовать новым задачам. В противном случае архитектура рискует превратиться в прокрустово ложе, куда образовательная система не сможет «втиснуться» без потерь.

Индивидуализация образовательного маршрута, работа в группах разной численности, деятельностный урок, насыщенная информационная среда, проектная деятельность и прочие современные образовательные задачи и технологии требуют иных пространственных решений, нежели одна и та же классная комната, многократно клонированная на нескольких этажах.

Многие зарубежные архитекторы современных школьных зданий научились отвечать на эти вызовы времени. Особенно в этом смысле продвинулись страны Северной Европы, но и у других есть на что посмотреть. Например, на школу Айб в Армении.

И они устроены совсем иначе, будто антиподы привычных сооружений. В них все наоборот. Вместо безликих типовых проектов — визуальное своеобразие, вместо равномерности и монотонности — разнообразие форм и пульсация пространства, вместо центрального портала — несколько входов.

Это яркие, сложные и визуально привлекательные здания, по внутреннему устройству сильно напоминающие городок: центральный холл как ратушная или соборная площадь, возрастные или функциональные зоны как слободы или районы и общественные пространства как площади и парки. В них исчезают коридоры с их единственной транспортной функцией и даже растворяются стены, которые либо пронизываются окнами, либо и вовсе уступают место прозрачным перегородкам. Одна общая «городская» жизнь, куда каждый вовлечен и где каждый находит свое собственное место, не теряя связи с другими.

Понятно, что эти здания рассказывают свою историю. Ты уже не заготовка, ты гражданин этого «города». А значит, у тебя есть права, у тебя есть выбор, у тебя есть возможность занять свою позицию в сложно устроенном обществе. И архитектура современной школы обеспечивает эти права и возможности выбора.

Но жизнь не стоит на месте, и вчерашние новаторские здания уже стали привычной историей, хотя пока и не в нашей стране. Какие идеи нужно закладывать в новой школе, не повторяющей прошлое, а нацеленной в будущее?

Когда мы по заказу благотворительного фонда «Новый дом» начали работать над проектом образовательного комплекса «Умная школа» в Иркутске, то этот ответ сформулировали для себя в виде образовательного результата. Наша школа будет учить детей ответственно распоряжаться своей жизнью. И это не лозунг, а образовательная технология!

Но тогда для начала нужно научить детей ответственно распоряжаться своим образованием. А для этого у них должна быть возможность распоряжаться и пространством вокруг себя — в целях этого образования. Соответственно, здание «Умной школы» должно эту возможность предоставить.

Поэтому в проект, который московская компания UNK сделала для «Умной школы» по архитектурному проекту датского бюро Cebra, с самого начала была заложена концепция отзывчивого пространства, способного откликнуться на образовательный запрос и под него трансформироваться. И хотя российские нормы и правила, бессмысленные и беспощадные, первоначальный проект несколько «подсушили», главная идея сохранена.

Строительство началось, и 1 сентября 2019 года в Иркутске планируется открыть образовательный комплекс «Умная школа». Он будет рассказывать уже совсем другую историю и предлагать своим обитателям совсем другую роль. Роль автора своей собственной жизни.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: