Каждый, кто ездил по нашей стране или хотя бы гулял по родному городу, знает, что «общеобразовательные учебные заведения» мгновенно опознаются, даже будучи увиденными вскользь из окна поезда или машины. Достаточно где-то на периферии зрения мелькнуть знакомому образу, как становится ясно — вот она, школа! Чуть ли не меловой доской пахнет.
Можно предположить, что это глубоко символично. Российские школы самим своим внешним видом и архитектурным устройством выражают сущность массовой системы образования с ее жесткой классно-урочной системой и господством фронтальных методов обучения.
Традиционная для школы индустриальной эпохи метафора «школьного конвейера» объясняет промышленно-безликий вид типового здания, равномерное распределение по фасаду одинаковых окон, одинаковый размер классных комнат, прямые пустые коридоры, неизменность планов всех этажей, монотонные цветовые решения, единый вход-портал. Это не школа, а фабрика по производству человеческого материала методом конвейерно-групповой обработки.
Жестко звучит? Конечно. Соглашаться не хочется. Но вот как определяется конвейерный способ производства: «Технологический процесс расчленяется на элементные процессы, которые одновременно выполняются на отдельных рабочих местах. Изделие в процессе производства перемещается от одного рабочего места к другому; каждое рабочее место обслуживается закрепленным за ним звеном. Основным условием осуществления конвейерного производства является ритмичность выполнения элементных процессов, для чего необходимо, чтобы их продолжительность была одинаковой; тогда через равные промежутки времени можно одновременно перемещать изделия с одного рабочего поста на другой».
Правда, знакомо? Одновременно идут уроки в кабинетах, закрепленных за отдельными учителями, по их окончании ученики одновременно перемещаются в другие кабинеты, и все повторяется — разве не то же самое?
А кто все еще сомневается, знаменитый клип We don't need no education группы Pink Floyd ему в помощь. Или книги М. Гриндера «Исправление школьного конвейера» и Дж. Гатто «Фабрика марионеток». Они на ту же тему: школа как завод.
Чему учит такая школа своим фабричным обликом? Что она сообщает каждому входящему? Какую историю рассказывает ее архитектурное воплощение? Простую: ты — заготовка. Заходи внутрь, и мы тебя обработаем, подправим, придадим нужную форму и готовой деталью общественного механизма отправим во взрослую жизнь работать винтиком государственной машины.
Современному обществу люди-винтики не нужны, и даже государство об этом как минимум заявляет. Поэтому и массовое «конвейерное» образование по единой для всех программе и жесткому одинаковому расписанию уходит в прошлое, а кое-где уже и ушло. Современное образование решительно движется от единообразия в сторону вариативности, то есть расщепления единой программы на множество индивидуальных.
Соответственно, в этом же направлении развивается и система организации образовательного пространства школы, которое должно соответствовать новым задачам. В противном случае архитектура рискует превратиться в прокрустово ложе, куда образовательная система не сможет «втиснуться» без потерь.
Индивидуализация образовательного маршрута, работа в группах разной численности, деятельностный урок, насыщенная информационная среда, проектная деятельность и прочие современные образовательные задачи и технологии требуют иных пространственных решений, нежели одна и та же классная комната, многократно клонированная на нескольких этажах.
Многие зарубежные архитекторы современных школьных зданий научились отвечать на эти вызовы времени. Особенно в этом смысле продвинулись страны Северной Европы, но и у других есть на что посмотреть. Например, на школу Айб в Армении.
И они устроены совсем иначе, будто антиподы привычных сооружений. В них все наоборот. Вместо безликих типовых проектов — визуальное своеобразие, вместо равномерности и монотонности — разнообразие форм и пульсация пространства, вместо центрального портала — несколько входов.
Это яркие, сложные и визуально привлекательные здания, по внутреннему устройству сильно напоминающие городок: центральный холл как ратушная или соборная площадь, возрастные или функциональные зоны как слободы или районы и общественные пространства как площади и парки. В них исчезают коридоры с их единственной транспортной функцией и даже растворяются стены, которые либо пронизываются окнами, либо и вовсе уступают место прозрачным перегородкам. Одна общая «городская» жизнь, куда каждый вовлечен и где каждый находит свое собственное место, не теряя связи с другими.
Понятно, что эти здания рассказывают свою историю. Ты уже не заготовка, ты гражданин этого «города». А значит, у тебя есть права, у тебя есть выбор, у тебя есть возможность занять свою позицию в сложно устроенном обществе. И архитектура современной школы обеспечивает эти права и возможности выбора.
Но жизнь не стоит на месте, и вчерашние новаторские здания уже стали привычной историей, хотя пока и не в нашей стране. Какие идеи нужно закладывать в новой школе, не повторяющей прошлое, а нацеленной в будущее?
Когда мы по заказу благотворительного фонда «Новый дом» начали работать над проектом образовательного комплекса «Умная школа» в Иркутске, то этот ответ сформулировали для себя в виде образовательного результата. Наша школа будет учить детей ответственно распоряжаться своей жизнью. И это не лозунг, а образовательная технология!
Но тогда для начала нужно научить детей ответственно распоряжаться своим образованием. А для этого у них должна быть возможность распоряжаться и пространством вокруг себя — в целях этого образования. Соответственно, здание «Умной школы» должно эту возможность предоставить.
Поэтому в проект, который московская компания UNK сделала для «Умной школы» по архитектурному проекту датского бюро Cebra, с самого начала была заложена концепция отзывчивого пространства, способного откликнуться на образовательный запрос и под него трансформироваться. И хотя российские нормы и правила, бессмысленные и беспощадные, первоначальный проект несколько «подсушили», главная идея сохранена.
Строительство началось, и 1 сентября 2019 года в Иркутске планируется открыть образовательный комплекс «Умная школа». Он будет рассказывать уже совсем другую историю и предлагать своим обитателям совсем другую роль. Роль автора своей собственной жизни.