— Можно ли объяснить этими факторами усиление внимания к профориентации, появление этой темы в послании президента?
— Конечно. На вопрос о выборе профессии и дети, и их родители начинают искать ответы еще в начальной школе, и возможностей попробовать себя у школьников становится все больше, причем не только в крупных городах. Например, во многих регионах нашей страны открываются детские технопарки «Кванториум». Есть и передвижные «Кванториумы». Они разработаны при участии «Просвещения» и предназначены для сельских районов. Ребенок должен попробовать себя в разных сферах, будь то сельское хозяйство или робототехника, инженерное дело или финансы, и задача — максимально расширить круг этих возможностей, независимо от места проживания ребенка.
Генри Форд отмечал, «секрет успешной жизни состоит в том, чтобы понять, что вам предназначено делать, и делать это». Если удастся понять это в школьные годы — замечательно. Выпускники медицинских классов, открытых в самых разных школах Москвы, — это не только успешные абитуриенты профильных вузов, но и профессионально подготовленные лаборанты. У них есть опыт работы на современном оборудовании. Из огромного перечня этого оборудования меня особенно удивила модель человеческой руки, на которой можно научиться ставить капельницу.
Но, чтобы у детей было больше возможностей для выбора профессии, еще с дошкольного возраста необходимо формировать у них навыки XXI века, без которых невозможно достичь успеха в обществе уже ближайшего будущего. Этому должны способствовать и обновление содержания учебников, и создание в образовательных организациях современной образовательной среды. А в этой среде важно не только оснащение, но и современные подходы к организации учебного процесса.