© 2022 Издательство журнала EdExpert
НАВЫКИ XXI ВЕКА

Стратегия единицы

10 правил подготовки управленца
СПРАВКА
Александр Попов

Генеральный директор АНО ДПО «Открытое образование», заведующий лабораторией компетентностных практик образования Института системных проектов МГПУ, советник директора Федерального института развития образования МОН РФ, доктор философских наук

Для начала я бы описал свою позицию. Мне крайне противен так называемый тренинговый подход к начальной профессиональной подготовке школьников, студентов, менеджеров. Почему? Он построен на дрессировке, в лучшем случае — на постановке навыков, а также на формировании искусственной мотивации, фактически — на внушении. Я сторонник идеологии мышления, то есть осознанности целей, содержательной коммуникации, проектно-практического типа организации работы.

Я глубоко убежден в продуктивности рефлексивного управления, а не идеологического. Считаю, что любой специалист, управленец есть в известном смысле самостоятельная единица, способная принимать верные решения, разумно держать в своих руках зону собственной ответственности.

На протяжении двадцати лет наша группа ставит перед собой сложную и по-своему фантастическую в условиях современной страновой ситуации задачу — реализовать в сфере юношеского образования принципиально «нешкольный», открытый антропологический проект. Организационно проект существует сегодня в виде сети — Открытого гуманитарно-управленческого колледжа. Мы работаем со школьниками 9−11 классов и студентами из различных регионов страны. Как правило, это очно-заочный режим, предполагающий 4−5 интенсивных модулей (сессий) в год и межсессионный период, который проходит в дистанционном режиме по системе электронного диалога с тьютором-консультантом и экспертами.

Такое открытое гуманитарно-управленческое образование принципиально отличается по своему содержанию от целого ряда внешне похожих программ, предназначенных для людей данного возраста.

Во-первых, программа не дублирует учебные программы, включая содержание таких дисциплин, как социальная и экономическая география, экономика, история и т. д. Это обусловлено тем, что содержание образования в данной программе связано прежде всего с процессами самоопределения участников по отношению к способам и формам организации собственной жизни. Программа направлена на создание аналитического пространства, способствующего осмыслению своих личностных и профессиональных перспектив в контексте развития отдельных регионов, включая регион проживания и страны в целом.

Задача программы заключается в том, чтобы молодые люди построили сценарии, в основу которых положено соотношение между стратегиями развития страны и ее отдельных регионов, с одной стороны, и собственными жизненными стратегиями — с другой. Программа основана на принципах так называемой проблемно ориентированной аналитики, активно развивающейся в последнее время в нашей стране. Главное ее отличие состоит в том, что если традиционная аналитика, построенная по образцу естественно-научного знания, ориентирует на осмысление уже сложившейся ситуации, то образовательное содержание предлагаемой программы связано с такой гуманитарной материей, как человеческие возможности, и поэтому по принципу проективно и конструктивно. Программа строится на введении особых (рамочных) понятий, презентирующих реальность возможностей/перспектив и выступающих своеобразными каркасами процессов современного самоопределения.

Во-вторых, такая программа принципиально отличается от существующих программ начальной профессиональной подготовки, построенных на упрощенных схемах ускоренного обучения. Речь идет минимум о трех моментах.

  • Содержание этих программ представляет собой своеобразную профессиональную «мобилизацию» молодых людей, поскольку предполагает прямое встраивание в уже сложившиеся деятельностные и социальные структуры, а не включение их в процессы развития.
  • В этом смысле содержание этих программ не является собственно образовательным, так как не предусматривает специально организованных ситуаций, позволяющих развернуть процессы профессионального самоопределения.
  • Введение осуществляется лишь в редуцированные, технические слои управленческой деятельности и не затрагивает самого основания практики управления — управленческого мышления. В отличие от этих программ, наша программа построена на введении людей в самое «сердце» управленческих практик — в сферу принятия решений. Причем речь идет не о процессах администрирования и функционирования, а о процессах стратегирования и развития. В качестве учебных материалов используются материалы проектов пространственного развития России, подготовленные целым рядом отечественных аналитических центров (комиссий по пространственному развитию, центров стратегических исследований и разработок и др.).

Наконец, в-третьих, программа построена модульным образом, что позволяет существенным образом повысить эффективность учебного времени. В основе ее лежит принцип организационно-деловой игры, который существенным образом отличается от внешне похожих программ психологических тренингов и имитационно-ролевых игр, лидирующих сегодня на рынке образовательных услуг и активно задействованных в процессах кадровой подготовки.

На наш взгляд, главный недостаток этих программ заключается в том, что они построены на традиционной школьной дидактической логике, в основе которой лежит принцип различения процессов подготовки и процессов реализации. В соответствии с этой логикой необходимо сначала подготовиться к деятельности на упрощенных, «игрушечных» объектах, а затем начать ее осуществлять. В нашей программе речь идет не об имитации, а о создании «пробных полей и тел». Это не имитация деятельности «больших управленцев», а аналитическая работа, осуществляемая с реальной социальной позиции, имеющая реальный продукт, который сегодня использует в работе целый ряд муниципальных и региональных управленческих структур.

На наш взгляд, нами найден образовательный ресурс, связанный с введением молодых людей в управленческие практики не через имитационные модели, а через аналитическую деятельность как практику поддержки принятия управленческих решений.

Исходя из такого опыта, как должны быть устроены программы для будущих управленцев? Мы для себя определили 10 основных принципов:

  1. На таких людей нельзя оказывать постоянное давление, у них должен быть какой-то жесткий обязательный минимум, но и возможность самостоятельного принятия решения в вопросах собственной подготовки. И надо смириться с тем, что ученики будут разные.
  2. Для формирования их управленческой позиции необходимо создавать пространства оформления их мировоззрения с помощью поиска ими своих исторических кейсов и исторических персоналий в управлении.
  3. Они не должны быть долдонами и переносить одни и те же поведенческие схемы на разные ситуации. Для этого необходимо анализировать примеры успешных и неуспешных практик и предлагать свои решения.
  4. У них должен быть свой клуб, который скрепляется особой идеологией прорыва и развития. Эта идеология не должна быть идиотичной, как это часто бывает в тренинговых проектах. Напротив, она должна иметь вполне культурный характер.
  5. Все их образование должно носить задачный характер, а информацию они будут брать самостоятельно, по мере необходимости. Поэтому строить новые здания университетов не надо.
  6. Их мир ценностно не должен быть черно-белым, поэтому их должны учить не преподаватели, а эксперты.
  7. В ходе подготовки они должны попасть в реальную передрягу, остаться живыми и принципиально проанализировать свой неуспех.
  8. Психика. Она регулируется мышлением. И ценностями. И знанием о собственных психологических особенностях.
  9. Конструирование нового, то есть открытость образования, должно пронизывать все режимы подготовки.
  10. Одним из результатов их обучения должно стать «самоопределение — мечта». Должно быть осознание, что без мечты ты недочеловек. Поэтому проблемность — главный принцип такого образования. Но проблема существует в глобальных исторических и географических координатах. И проблемы человечества вечны, это надо понимать и, соответственно, передавать какие-то элементы «тайного знания».

***

Не многие понимают про природу управляющего мышления. Еще меньше тех, кто может это сделать. Те, кто располагает финансовыми возможностями для осуществления таких проектов, как правило, не улавливают суть и, скорее, ведутся на всякую западную ерунду. Государство же не занимается элитарным образованием в принципе. В редких исторических ситуациях создавались прорывные образовательные проекты…

Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: