© 2022 Издательство журнала EdExpert
КОНСАЛТИНГ. МЕНЕДЖМЕНТ

Руководитель будущего для настоящего

Когда мы говорим о компетенциях, то зачастую речь идет о длинных списках качеств, которые могут пригодиться руководителю за всю его карьеру. Но есть и навыки, нужные здесь и сейчас.
Наталья Пичугова
Основатель сети детских центров «Точка роста»
Наша жизнь стремительно меняется, и система образования тоже вынуждена перестраиваться. Школы и детские сады ищут новые формы взаимодействия с детьми и родителями, но пока этот процесс двигается достаточно медленно.

Система дополнительного образования менее регламентирована государством и поэтому более гибкая. По всей стране появляются центры, предлагающие огромное количество различных курсов: раннее развитие, подготовка к школе, чтение, иностранные языки, робототехника, программирование и т. д. Открывая такие центры по системе франчайзинга, я 11 лет наблюдаю за руководителями и задаюсь вопросом: «Почему одни центры успешнее других?» Во многом результат и прибыльность учебного центра определяются личностью руководителя. Существует целый ряд компетенций, обладание которыми помогает директору построить эффективную систему управления.

Понятие компетенций стало особенно популярно в последние годы. Часто его употребляют при обсуждении подготовки детей к будущему. Компетенциями называют навыки и умения человека, позволяющие эффективно решать поставленные задачи.

Многие эксперты сходятся во мнении, что компетенции в будущем выйдут на первый план и что именно они станут определять, насколько эффективно будет работать сотрудник. Скорее всего, так и случится. Уже сейчас, наблюдая за руководителями наших учебных центров, можно понять, что для успешности не имеет значение, какое образование у человека, важно, какими личностными качествами он обладает.

По моему опыту самой главной компетенцией, которой необходимо обладать руководителю учебного центра, является делегирование.
Делегирование
Очень часто в малом бизнесе руководитель боится передать полномочия сотруднику. Я часто слышу: «Проще все сделать самому, чем им объяснять». Однако при таком подходе через какое-то время руководитель ничего не успевает, нервничает и в итоге сам становится тормозом для развития своего бизнеса.

Система делегирования позволяет правильно и качественно передавать дела подчиненным, не снимая контроля с них. Обычно делегирование происходит в несколько этапов:
  • формулирование новых обязанностей сотрудника;
  • обучение;
  • контроль.
Делегировать в первую очередь нужно простые и регулярные действия, отнимающие много времени (например, закупка канцтоваров, ведение соцсетей, заказ рекламной продукции и т. д.).

Для облегчения процесса обучения сотрудников я рекомендую использовать чек-листы. Один раз правильно составив чек-лист, в дальнейшем на процесс обучения вы потратите гораздо меньше времени.

Для контроля руководителю будет полезна следующая компетенция — технологичность.
Технологичность
В век технологий просто непростительно не пользоваться ими. Использование новых инструментов позволяет оптимизировать рабочие процессы, контролировать работу подчиненных, структурировать задачи и достигать целей.

Электронный планировщик, к которому подключены все сотрудники, поможет руководителю видеть загрузку персонала, этапы выполнения задач, вовремя реагировать на проблемные моменты. Какой использовать инструмент, не так важно, сейчас на рынке достаточно много бесплатных вариантов, можно подобрать тот, который кажется наиболее удобным.

В учебном центре используется достаточно много программ: для выстраивания системы продаж мы предпочитаем облачную СRМ (Bitrix24 или амоCRM), для обратной связи с клиентами применяем мессенджеры (WhatsApp, Viber, Telegram), Google-формы, сервисы рассылок.

Во всех этих системах руководитель должен разбираться хотя бы на уровне пользователя, отлеживать появление новых программных продуктов, оптимизировать и автоматизировать с их помощью все бизнес-процессы.
Управление людьми
Принято считать, что руководитель должен быть лидером, способным вдохновлять свой коллектив. Однако не все начинают свой бизнес, имея лидерские качества. Как я замечаю, многие только со временем становятся настоящими лидерами для своих сотрудников. Но, чтобы работать эффективно, с самого начала необходимо развивать в себе одно из лидерских качеств — быстроту принятия решений.

Дело в том, что если откладывать решение многих вопросов на потом, то, в конце концов, задач становится слишком много. Руководитель должен быстро определить, ведет ли эта задача к основной цели, кто будет ее выполнять и в какие сроки задача должна быть выполнена.

И вот тут важную роль играет наличие у руководителя навыков целеполагания.
Целеполагание
Умение четко определить и сформулировать стратегическую цель своего бизнеса и фокусирование на ней — один из факторов успеха. Когда в голове есть цель, принимать решения становится просто. Любая задача рассматривается через призму: приведет ли она к цели или нет. Если нет, то она не нужна компании, ее можно просто не делать. Если да, то определяем исполнителя и сроки.
Управление конфликтами
Как ни печально, но руководитель в ходе работы вынужден сталкиваться с конфликтными ситуациями между сотрудниками или клиентами. Поэтому компетенция управления конфликтами руководителю крайне необходима. От его действий зависит исход ситуации.

Вовремя погашенный конфликт помогает сохранить командный дух и эффективность работы. Положительно решенный вопрос с обучающимся или его родителем сохранит лояльность и положительную репутацию.

Конфликтные ситуации внутри коллектива чаще всего возникают из-за двух сложностей: проблемы с коммуникацией или проблемы с восприятием. При плохой коммуникации среди сотрудников происходит искажение информации, домысливание фактов, соперничество. Разъяснительная беседа чаще всего дает хорошие результаты.

Под проблемой восприятия подразумевается неумение слушать и слышать. Эта проблема сложнее. Она часто возникает из-за несоответствия темпераментов людей, разной мотивации, мышления. Здесь очень важно поговорить отдельно с каждой из сторон и в понятной форме донести истинную информацию. Только после этого можно встречаться коллегиально.

Все конфликтные ситуации, особенно с клиентами, улаживаются легче, если руководитель обладает еще и такой компетенцией, как эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект
Осознавать и понимать собственные эмоции и эмоции окружающих — способность поистине редкая в наше время. Клиенты учебного центра — родители, которые привели детей на обучение. Все, что связано с детьми, родителями воспринимается очень болезненно, эмоционально. Поэтому очень важно дать возможность высказывать свои чувства и эмоции. Эмпатия (сопереживание) помогает решить практически любой конфликт. Если правильно понять чувства родителей, то на ситуацию можно посмотреть с другого ракурса, определить истинную потребность и решить все мирным путем к обоюдному согласию.
Самообучение
В постоянно меняющемся мире нельзя оставаться инертным. Чтобы эффективно работать, необходимо постоянно повышать свою квалификацию, осваивать новые навыки, следить за трендами. Успешные руководители всегда посещают профильные конференции, семинары, участвуют в дистанционном обучении, многие получают дополнительное педагогическое или психологическое образование.

Особенность работы в учебном центре накладывает на руководителя и особые требования. Он должен разбираться в тенденциях рынка образования и понимать запросы общества касательно образовательного процесса. Учебный центр может выдержать конкуренцию, только если будет постоянно вводить новые решения в свою систему образования и в методы работы с учениками.

Руководитель с инновационным мышлением всегда находится в поиске современных инструментов и готов к экспериментам. Однако любые инновации руководитель должен рассматривать через призму социальной ответственности. Главный этический принцип «не навреди» особенно важен при обучении несовершеннолетних.
Сообщество
Для увеличения эффективности обучения руководителю уже мало просто настроить процесс образования, необходимо выстраивать внутри и вокруг организации лояльное сообщество.

Профессиональное сообщество. Создание профессионального сообщества для педагогов позволит учителям общаться, обмениваться опытом, предлагать идеи, развивать наставничество и качественно повышать уровень профессионализма в образовательном учреждении. Руководителю нужно уделять время на общение с педагогами, проводить общие совещания, корпоративные тренинги, тимбилдинги, поощрять дополнительное обучение и повышение квалификации педагогов.

Сообщество лояльных клиентов. Современный учебный центр должен выстраивать долгосрочные и качественные отношения со своими учениками. Для родительского сообщества можно использовать соцсети или мессенджеры. В них нужно давать родителям эксклюзивный контент, делиться достижениями своих учеников, показывать, как проходят уроки. Все это позволит донести до клиентов свою миссию и ценности, сформировать лояльность и повысить эффективность процесса образования детей.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: