Запуск процессов организационных изменений и повышения профессионального уровня некоммерческих организаций невозможен без помощи организаций инфраструктуры — ресурсных центров НКО, центров инноваций социальной сферы. На их площадках необходим запуск специальных программ, обеспечивающих:
- организационное развитие НКО (профессионализация деятельности, повышение финансовой устойчивости и масштабирование);
- повышение качества социальных услуг (внедрение современных социальных технологий).
Первое направление предусматривает проведение масштабных реформ на уровне организации, включающих в том числе:
- уточнение модели социального воздействия;
- разработку стратегии развития организации;
- формирование профессиональной управленческой команды;
- разработку финансового плана и работу с различными источниками ресурсов для развития организации.
Данные реформы требуют от управленческой команды не только знаний в сфере стратегического управления и финансового планирования, но и умений применять эти знания на практике в рамках разработки и реализации комплексных решений. Краткосрочные семинары и мастер-классы, получившие в настоящее время широкое распространение среди ресурсных центров НКО, не позволяют решить стоящие перед управленческими командами задачи. Эти задачи могут быть решены в рамках специализированных (так называемых акселерационных) программ, предоставляющих управленческим командам полный набор ресурсов, необходимых для разработки и реализации комплексных программ развития организаций. Эти программы должны характеризоваться следующими признаками:
- быть продолжительными по времени: программа должна позволять управленческой команде не только разработать основные параметры программы развития, но и апробировать их на практике;
- включать обучающие блоки по вопросам, необходимым для разработки и реализации программ развития;
- обеспечивать индивидуальное сопровождение работы управленческих команд по проведению реформ в организации, которое является как инструментом мониторинга, так и способом диагностики возникающих сложностей, преодоление которых необходимо для успешной реализации программ развития;
- обеспечивать привлечение внешней экспертизы для оценки параметров разрабатываемых программ;
- содействовать привлечению ресурсов в проекты из различных источников путем информирования управленческих команд об имеющихся ресурсах, а также через организацию индивидуальных встреч и специальных мероприятий для знакомства СО НКО с потенциальными партнерами, спонсорами, благотворителями.
Именно такие программы должны стать основным продуктом инфраструктуры поддержки некоммерческих организаций, прежде всего государственной (в Москве — Московского дома общественных организаций). Аналогичные программы на базе негосударственных ресурсных центров рекомендуется софинансировать за счет бюджетных средств, чтобы повысить их доступность для НКО.
Вторым направлением должно стать повышение квалификации сотрудников некоммерческих организаций по конкретным направлениям, связанным с технологиями работы с отдельными социальными группами и оказанием услуг. В качестве инфраструктурных могут выступать другие некоммерческие организации — держатели современных социальных технологий, подтвердивших на практике свою эффективность. Обучение может проводиться на платной для СО НКО основе, поскольку повышение квалификации специалистов напрямую связано с качеством оказываемых ими услуг и, соответственно, объемом доходов организации от доходоприносящих услуг.
Комплексный подход к профессионализации деятельности НКО и обеспечение их ресурсами на разработку новых социальных технологий позволят решить важнейшие социальные проблемы территорий и достичь максимально высокого качества услуг для населения, в том числе для социально незащищенных категорий граждан.