Инвестиции в образование не могут конкурировать с вложениями в ИТ, торговлю или другие коммерческие проекты. Есть, конечно, исключения, но более низкая доходность считается приемлемой, потому что это инвестиции воздействия. То есть ожидается, что образовательный проект работает с насущной социальной проблемой, которая сегодня решается недостаточно эффективно.
В условиях стремительных изменений традиционная система образования неспособна сформировать людей такими, каких требует время. В наш XXI век педагоги конца XX века учат по методикам середины XX века в рамках классно-урочной системы XIX века. И это проблема не только России, а нашей эпохи. Она одинаково остро ощущается и в Европе, и в Азии.
Большинство первоклассников должны будут однажды освоить профессии, которых сейчас еще даже не существует. В этих условиях ключевую роль начинают играть не знания, умения, навыки, то есть основа программ школ и вузов, а новая цифровая грамотность, эмоциональный интеллект и универсальные компетенции, которые помогут человеку в жизни. Это коммуникативность, креативность, понимание себя и своих талантов, умение работать в команде в разных ролях, принимать решения и действовать в условиях неопределенности, доводить дело до результата и т. п. Вот тут-то на помощь традиционному образованию приходит образование дополнительное, инновационное.
С точки зрения воздействия очень интересны проекты, которые компенсируют недостатки существующей системы образования в части развития компетенций (например, «Краш Про», БВШД), диагностики их развития, выявления талантов («Смарт Курс»), формирования и сопровождения индивидуальных образовательных траекторий («Смарт Трек»). Такие проекты при условии масштабирования действительно могут изменить отношение людей к себе, к своей деятельности, к другим людям и к окружающему миру. А это, в свою очередь, изменит мир к лучшему.