О проекте: Smart Course появился в 2012 году как проект, направленный на развитие у подростков soft skills и осознанного выбора как ключевого навыка современного человека. Со временем создатели поняли, что растущий спрос есть на ЕГЭ и профориентацию, а не на непонятные soft skills. Команда решила рискнуть и заняться продвижением осознанного выбора как навыка.
Первые грабли: На этапе создания проекта его основатели много общались с учителями, директорами школ, родителями. По словам Михаила, все в один голос говорили, что им важно развитие подростков и их soft skills. Однако при опросе своей ЦА создатели проекта не задавали ей вопрос «Готовы ли вы платить за такой продукт»?
Главная боль: 93 % рынка родителей воспринимают профориентацию исключительно как тестирование.
Иллюзии:
1. «Мы много чем занимаемся, но мне сложно объяснить это в двух словах».
2. «Мне не нужна ничья помощь, и без ваших советов прекрасно обойдусь! Не маленький уже!»
3. «На рынке нет нормальных компаний, неоткуда брать бенчмарки!»
4. «Мы стартап, занимаемся тем, что интересно!»
В 2015 году в Smart Course решили серьезно пересмотреть все, что происходит в проекте. Поскольку в команде было много семейных терапевтов и психологов, создатели проекта начали изучать то, как в парадигме возрастной психологии развивается проект и команда.
Ключевое открытие: У проекта существует «подростковый период», когда бизнес развивается, как подросток. Это означает, что для роста бизнеса и команды руководителям проекта нужно первоначально:
1. Осознать свое место в мире (процесс самоопределения — это то, что должен пройти любой подросток, перед тем как стать взрослым).
2. Обрести автономию (когда птенец вылетел из гнезда, он должен учиться отстаивать свои границы).
3. Научиться выстраивать отношения (пока не осознаешь себя и свои границы, у тебя не получится нормально общаться с людьми вокруг).
4. Научиться планировать и структурировать время.
Советы:
1. Не договариваться о серьезных запусках с еще неустойчивыми проектами, пока их основатели не найдут свое место на рынке.
2. Обозначать зоны ответственности с командой и партнерами. Договариваться о том, как принимаются решения в спорных ситуациях, особенно по финансовым вопросам.
3. Не распыляться на множество задач и помнить о том, что до XX века у слова «приоритет» вообще не было множественного числа.
Помнить, что подростковый период — это всего лишь этап в бизнесе, который важно прожить. Плюсы этого периода в том, что каждый день ты — как подросток в скейт-парке: всегда на драйве.