© 2022 Издательство журнала EdExpert
СТАРТАПЫ. А КАК У НИХ?

Гостеприимство по-фински

Соседи готовы к международной экспансии
Мария Кравченко
Редактор журнала EdExpert
Будущее на экспорт
Финская образовательная система уже достаточно долго входит в число ведущих в мире. Достаточно сказать, что за все время существования рейтинга PISA она ни разу не выпадала из лучшей десятки. Стабильно высокие показатели — результат десятилетий планомерной работы и солидных инвестиций.

Полностью повторить опыт северного соседа России, наверное, попросту невозможно, но вот отдельные детали заслуживают пристального внимания и вполне подходят для адаптации в другой реальности. Это понимают и в Финляндии. Не так давно молодая команда экспертов в области образования создала компанию Edafin (Education for Future Innovations), которая помогает клиентам реформировать основное школьное образование в соответствии с концепцией «Школы будущего».

«Каждый член нашей команды отвечает за определенную сферу в образовании, постоянно контролирует ситуацию в своем сегменте и делится находками с остальными экспертами, — поясняет систему работы глава стратегического департамента Edafin Юха Оллила. — Нас интересуют исследования, доказательная база инноваций, а также лучшие практики и прототипы. Мы адаптируем эти новации под собственные нужды в соответствии с нашими целями и видением».

Какой же должна стать школа в будущем по версии финских экспертов? Готовой модели они не предлагают, зато выделяют три ключевые составляющие развития. Это руководство (лидерство), среда (культура) и оборудование. В долгосрочной перспективе важны все компоненты, хотя на коротких отрезках бывает достаточно прорабатывать один или два. Методы Edafin предлагает разнообразные, начиная с дистанционных лекций и заканчивая игровыми пособиями.

При всей кажущейся ориентированности вовне Edafin готов и может в любой момент принести пользу и своей национальной системе.

«Школьные учителя в нашей стране чутки к инновациям, — объясняет Оллила. — Их подготовка подразумевает развитие исследовательских навыков, и они способны внедрять инновации рутинно. Новаторами могут стать любые сотрудники школы, вплоть до медсестры.

Предложения извне тоже приветствуются. Рекомендовать попробовать идеи или целую систему могут и Национальный образовательный совет, и министерство. Впрочем, инициатива может принадлежать и сторонним организациям вроде нашей Edafin. При этом в случае заинтересованности школы мы можем создать на ее базе прототип, чтобы потом поделиться новинкой со всеми желающими учебными заведениями в стране».
В пять раз быстрее рынка
На мировой бизнес ориентированы не только финские консалтинговые компании. Акселератор для образовательных стартапов xEdu расположен в Хельсинки, но принимает заявки со всего света. За два года специалисты, менторы и эксперты поработали с 32 компаниями из пяти стран, и в итоге рыночная стоимость этих фирм росла в пять раз быстрее среднего значения по рынку, им удалось привлечь и внимание рискового капитала — общая сумма вложений перевалила за 5 млн евро. Без сомнений, такие показатели очень привлекательны для любого руководителя стартапа, поэтому инкубатор получил уже более 300 заявок из 46 стран, вошел в мировую сеть образовательных акселераторов и стал номером один в Северной Европе.

«99 % общеобразовательных школ в Финляндии — государственные. На откуп частному бизнесу остаются учебно-методические пособия и прочие материалы, — рассказывает Оллила. — Городские власти крупнейших городов, таких как Эспу и Хельсинки, играют важную роль в развитии новых образовательных материалов и технологий, разрабатывая их совместно с компаниями и стартапами. Одной из форм взаимодействия и стал инкубатор xEdu. Я сотрудничаю с ним как ментор и эксперт с самого первого дня».

Программа, которую xEdu предлагает для стартапов, помимо доступа к экспертному сообществу, инвесторам, рекламным возможностям, дает возможность тесного сотрудничества с финскими школами.

«Социально-эмоциональное обучение, предлагаемое программой компании Mightifier, — замечательный пример взаимодействия школ и стартапов», — считает Оллила.

На продвижение этого приложения было собрано более 250 тысяч долларов. Финансирование было предоставлено xEdu, Courage Ventures Seed 1 и тремя финскими бизнес-ангелами. Тестирование в Финляндии прошло успешно и теперь продолжается в школах Чикаго и Силиконовой долины.
А судей... нет
Одной из самых интересных особенностей финской системы образования является отсутствие потребности в независимой оценке качества образовательных инноваций. Для финского образовательного «чуда» оказалось вполне достаточно национального образовательного стандарта и планов развития на уровне муниципалитетов и даже конкретных школ.

«Никогда не слышал о каких-либо стандартах, устанавливаемых частными организациями в Финляндии, — говорит Оллила. — Правда, один из выпускников xEdu, стартап Kokoa Standard, как раз создал концепцию оценки качества образовательных услуг. Но, насколько мне известно, ребята ориентированы на международный рынок.

Однако их метод оценки качества дает представление о том, какие параметры важны для эффективной работы образовательной системы или услуги. Важное значение имеют цели обучения. Kokoa Standard создали список из 80 навыков и способностей, которые ценятся в современном мире, и разделили их на четыре подгруппы (информация и технологии, жизнь и карьера, обучение и инновации, особые). На втором этапе оценивается педагогический подход, то есть роль обучающегося при пользовании продуктом. И тут, кстати, есть небольшой национальный нюанс. Из всех стран, добившихся хороших результатов в рейтинге PISA, финские школьники проводили меньше всего времени в стенах школы. В третью очередь берется в расчет привлекательность продукта для обучающихся, то есть факторы, которые делают его интересным. Выводы экспертов после такой комплексной оценки становятся достоянием публики, а образовательный продукт может использовать рекомендации для улучшения качества, а итоговый балл — в маркетинговых целях».
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: