© 2022 Издательство журнала EdExpert
КНИЖНЫЙ КЛУБ

Выбор практиков

Популярная литература для педагогов и всех, кто развивается
Константин Андреев
Руководитель образовательного центра в Музее истории ГУЛАГа
Полки книжных магазинов пополняются все новыми педагогическими изданиями, к которым многие преподаватели и учителя отнесятся скептически. Те, кто учит, преподает и воспитывает, ревностно воспринимая достижения отечественного образования, не всегда могут заставить себя купить книги, отличающиеся от тех, которые они привыкли читать и использовать в работе.

Модели поведения в выборе качественной педагогической литературы формировались десятилетиями. У неопытных педагогов подобные привычки еще не сформированы, да и к литературе они прибегают реже своих старших коллег. Обращение к педагогической литературе, к текстам – это характеристика педагога, склонного к рефлексии, анализу и в то же время к поиску идей.

Выбирая литературу для своего развития, многие педагоги отмечают, что хорошая книга должна:
- мотивировать;
- вызывать интерес;
- быть понятной;
- обобщать и объяснять личный педагогический опыт;
- давать ответы на формулируемые педагогом вопросы;
- предлагать пробовать новое на практике;
- быть потертой, потрепанной, с заметками на страницах.

Немаловажно и то, что книга должна быть написана языком, который не изобилует сложными определениями и формулировками. Текст книги должен задавать содержательную планку и одновременно быть доступным, не перегруженным, не примитивным. Эти позиции относятся к популярной литературе. Но именно ее в большинстве своем и ищут педагоги-практики.

Кроме педагогических книг, люди, работающие в сфере образования, всегда нацелены на поиск непедагогической литературы, которая будет полезна им в развитии, в применении конкретных навыков.

Рекомендуемые в этой публикации книги будут интересны самым разным педагогам вне зависимости от их возраста и предметной области, возраста подопечных и характера образовательной организации. Некоторые из них, возможно, никогда не попали бы в этот список, если бы не использовались в практике автора публикации.

Книга-сокровище
М.В. Кларин


Есть в педагогическом сообществе ориентиры среди практиков, есть — среди теоретиков. Когда автор является профессионалом и в исследованиях, и в практической деятельности, интерес к его работам и книгам возрастает в геометрической прогрессии.

Доктор педагогических наук, один из самых результативных коучей современности Михаил Владимирович Кларин открывает перед читателем богатейшую копилку мирового опыта разработки и применения инновационных педагогических практик.

И если «перевернутым классом», ТРИЗ-педагогикой и системой Эльконина — Давыдова читающих педагогов удивить трудно, то людей, не знакомых с вышеназванным, ждет подробное и доходчивое повествование об этом.

Идущие дальше и копающие глубже читатели будут рады системности этой книги. Например, их ждет полноценный рассказ об инновациях в образовании в СССР в 1920-е годы. Этот период не исключен из мирового педагогического опыта, а является важным звеном целостного процесса в сравнении с практиками из других сфер деятельности и других стран.

Книга, построенная на конкретных примерах, содержит реальные инструменты, а визуально привлекательные таблицы, графики, схемы дополняют информацию, которая в других изданиях часто остается непрочитанной именно из-за неправильной подачи материала.

Книга издана с любовью. Об этом можно судить и по трогательному посвящению автора памяти своего отца и по многим деталям, встречающимся в оформлении и на страницах.

Даже на форзацах есть ключи, которые смогут направить читателя. На предвосхищающем чтение форзаце тегами обозначены методы, технологии в образовании, а на завершающем форзаце перечислены имена инноваторов.

Читая книгу, понимаешь, что процесс развития образования, педагогики, инновационных практик глобален и требует изучения в комплексе, а владение этими знаниями дает массу возможностей для работы с учениками, воспитанниками, студентами, слушателями.

М.В. Кларин. Инновационные модели обучения: исследования мирового опыта. Издательство «Луч». Москва. 2016.

Книга — популярный учебник
Джефф Петти

Будучи одним из самых популярных педагогических учебников в Великобритании, книга содержит то, что вряд ли увидишь в привычных нам пособиях.

Вот такая цитата наверняка выбьет из колеи многих ценителей классических форм усвоения материала: «Лекция — это процесс, при котором информация перетекает из конспекта лектора в конспект студента, минуя мозги и того, и другого» (стр. 189).

Цитата взята из главы «Рассказ учителя как метод обучения». А в главе «Критика и похвала» автор приводит высказывание четырнадцатилетнего школьника: «Когда я получаю проверенную работу, которую, как мне казалось, я сделал хорошо, и вижу низкую оценку, мне хочется ударить учителя».

Но, кроме цитат и интересных высказываний, книга содержит массу практических советов, подробные технологичные описания применения тех или иных методов, а также то, что сопровождает процесс обучения. В отдельной главе рассказывается об инструментарии учителя: об играх, активных методах обучения, о домашних заданиях, об обсуждениях, обучении на опыте или через чтение, об изобретательстве и о дизайне. И это неполный перечень инструментария учителя.

Книга легко читается и воспринимается. Пособие также очень глубоко прорабатывает вопросы, связанные с мотивацией, дисциплиной, управлением классом. Не во многих педагогических учебниках увидишь параграфы о ценностях педагога и об оценке и анализе своей работы.

В этом практическом руководстве есть еще один существенный плюс. Оно содержит библиографию англоязычных педагогических книг и учебников последних десятилетий, на которые автор опирается. Резкое вхождение английского языка в обиход современных российских педагогов сделало возможным знакомство с иностранной специализированной литературой. Когда есть подобные библиографические списки, делать это намного легче.

Дочитавшим книгу до конца бальзамом на душу будет глава «Как не сойти с ума, работая педагогом». Оказывается, не только отечественные учителя задумываются об этом. В Великобритании такие же дети, которые требуют профессионального подхода. И это еще раз подтверждает, что педагогический труд — не самый легкий, но позитивный и во многом универсальный.

Джефф Петти. Современное обучение. Практическое руководство. Издательство «ЛомоносовЪ». Москва. 2010.
Книга-дискуссия
Анатолий Ермолин

Книга, которую надо прочитать тем, кто знакомится с педагогическими инициативами 1990-х. Автор подробно рассказывает о проектах, осуществлявшихся с его участием во время, которое многие исследователи характеризуют по-разному: кто-то как педагогический хаос, кто-то как свободу воплощения педагогических идей.

Возникшая в системе компании «ЮКОС» игровая модель вовлечения детей в активную деятельность и обучение «Новая цивилизация», о которой в книге тоже ведется рассказ, представляется нам как целостное описание становления проекта. Рассказ отличается вовлеченностью самого автора в процесс разработки, организации и, что немаловажно, игры. Вообще, когда педагоги получают удовольствие от процесса разработки концепций, проектов, игр, это сразу видно. Само настроение педагогов-авторов мотивирует и побуждает к педагогическим достижениям.

Очень лаконично через истории раскрываются педагогические приемы, методы, технологии, которые использовались группой единомышленников в реализуемых проектах, в создаваемых организациях и образовательных учреждениях. И «скаутский метод» — не единственное, на что делается упор в демонстрации когда-то недоступного закулисья.

Анатолий Ермолин говорит об очень сложных для российского образования вопросах, которые задают себе многие учителя, преподаватели, педагоги. Эти вопросы связаны с развитием гражданских инициатив и свобод в образовательных организациях, проектах, ориентированных на школьников.

Вопросы задаются сложные и важные, особенно для сегодняшнего развития образования в стране. Социально-политическая обстановка в РФ и мире — это что-то далекое от работы с детьми, но не учитывать ее ни один педагог не вправе.

Вопросы, сформулированные в книге, требуют ответов, найти которые не так легко, как хотелось бы. Но процесс поиска всегда содержит массу положительного. И это важно осознавать в работе с детьми.

Анатолий Ермолин. Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху. Педагогика нового времени. Издательство «Альбина Паблишер». Москва. 2014.
Книга-вдохновение
Белла Мартин. Брюс Ханингтон.

Трудно говорить о непедагогической литературе в контексте книг об образовании, обучении, о педагогических инновациях. Но обзоры литературы, адресованные учителям и преподавателям, как правило, не включают книг из других отраслей и областей знаний. А между тем чтение иной специализированной или популярной литературы дает много положительного для работы педагога.

Книга «Универсальные методы дизайна», может, и создавалась для дизайнеров, но сегодня ее используют тренеры, коучи, ведущие, разработчики курсов, преподаватели.

Дизайн у нас все еще воспринимается как очень специфическая и узкая отрасль, понимание которой среднестатистическим россиянином сводится к созданию визиток, сайтов и логотипов. Но за столь узким пониманием дизайна скрывается то, чего многие из нас лишают себя. Недооценивают применения основ дизайна и педагоги.

В этом справочнике различных методов представлено то, что способно послужить основой и для уроков, и для мозговых штурмов, и для обсуждений, и даже для проектно-исследовательской работы с учащимися.

Прекрасный иллюстративный материал, а также подробное описание каждого из методов позволит понять, как воплотить их в жизнь.

Можно ли дизайнерский метод прототипирования применить на уроках литературы? Почему бы нет! Можно ли создать из подручных материалов прототип стихотворения кого-то из поэтов начала XX века? Вопрос звучит странно. Но знакомство с методами дизайна предполагает их применение в творческой атмосфере, в которой создание чего-либо является важной составляющей процесса.

Многие педагоги используют эту книгу как возможность подумать о «скрещивании» знаний из разных областей. Продукт и идеи, рождающиеся на стыке дисциплин, сегодня востребованы как никогда. Идеи, которые дарит эта книга, действительно осуществимы в условиях взаимодействия педагога с учащимися.

Белла Мартин. Брюс Ханингтон. Универсальные методы дизайна. Издательство «Питер». Санкт-Петербург. 2014.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: