В английском языке есть термин buzzword, так называют «умные» слова, которые находятся на пике популярности и часто подвергаются эксплуатации. Откройте презентацию любого уважающего себя стартапа, и, скорее всего, вы их увидите — «большие данные», «искусственный интеллект», «адаптивность», «персонализация» и «виртуальная реальность». Рынок образования не исключение, и компании активно вкладываются в новые технологии и используют модные слова, дабы поразить воображение инвесторов, часто забывая о том, что реально нужно клиенту. Недавно в американском издании Edsurge вышла статья с заголовком «Персонализация образования — проблема привилегированных», написанная педагогом обычной американской школы. Автор говорит о разрыве между реальными проблемами системы образования и предложениями от рынка технологических компаний. Ключевой тезис — в погоне за технологическим прогрессом создатели стартапов абсолютно оторвались от реальности. Отсюда возникает несколько вопросов — может ли частный сектор стать драйвером инноваций в образовании или спрос формирует государство? Есть ли в текущей системе образования та проблема, которую решают технологии персонализации?
Год назад, переезжая в Бостон, чтобы начать свою магистратуру в Гарварде и углубиться в изучение технологий и инноваций в образовании, я свято верила, что образование спасут компании в сфере персонализации, адаптации, работающие с искусственным интеллектом. Как и у многих предпринимателей в сфере образования, у меня не было опыта работы в системе, но здравый смысл, большое количество прочтенной литературы говорили о том, что перемены неизбежны и, конечно же, не могут произойти изнутри устаревшей системы. Мой энтузиазм угас на первой же лекции, когда профессор, создатель авторского курса «Преподавание в эпоху цифры» представила нам перечень всех так называемых buzzwords в образовании. В список вошли смешанное обучение, виртуальные школы, персонализация, компетентностный подход и навыки XXI века. В течение трех месяцев каждую неделю мы разбирали один из трендов и проверяли его на прочность и соответствие реальным системным проблемам. Начинался каждый класс с поиска той проблемы, для которой обсуждаемая технология является решением. Тема персонализации образования вызвала бурную и неоднозначную реакцию. С одной стороны, мысль об идеальном мире, где у каждого школьника есть свой специально подобранный виртуальный преподаватель, помогающий раскрыть индивидуальные способности и построить историю успеха, несомненно, привлекательна. С другой стороны, никто не отменял стандартизированные экзамены, по результатам которых оценивается эффективность педагога и школы. И вот дилемма: на уровне логики персональный подход — это прекрасно, но на уровне большой и неповоротливой системы персонализация невозможна и, более того, противопоказана.
Глобальная система образования в том варианте, в котором она есть сейчас, была спроектирована для обеспечения равного доступа к знаниям и в целом выравнивания возможностей. Именно поэтому образовательные учреждения оцениваются по количеству учеников, хорошо сдавших экзамены, неважно ЕГЭ, SATs или A-levels. Школа выполняет свою основополагающую задачу, когда предоставляет базовые знания всем ученикам одинаково хорошо и все ученики могут подтвердить наличие этих знаний, сдав экзамены. Успешный ученик — обладатель высокого балла ЕГЭ, поступивший в топовый вуз. Именно так выглядит успешный и примерный ученик сегодня абсолютно в любой стране, и именно вокруг этого образа строится современный рынок образования. Объем рынка образовательного консалтинга для поступления в вузы только в Америке составляет $1,8 млрд; объем рынка подготовки к стандартизированным экзаменам — более $1 млрд; объем рынка онлайн-тьюторов — около $ 500 млн; также есть спрос на технологии, позволяющие оптимизировать эффективность освоения контента. Для этого существуют цифровые плей-листы урочных планов, адаптивное обучение, индивидуальная подача контента. И все же это нельзя назвать персонализацией. Как говорят в Гарварде, это старое вино в новых бутылках. Тот же самый образовательный контент, те же самые задачи мы просто упаковываем в более современный формат, но суть не меняется. Школьники осваивают информацию быстрее и эффективнее, учителя страдают над стопками бумаг меньше, но мы все так же не раскрываем индивидуальный потенциал каждого школьника и не предлагаем персонализированный образовательный опыт.
Для массового внедрения персонализации в систему образования необходимо для начала переосмыслить цели системы образования и выстроить иной образ успеха. Успешный школьник — гармоничная и рефлексивная личность с выраженным интересом к познанию, высокой мотивацией к развитию. Запрос на персонализацию образовательного процесса возможен, когда мы на уровне системы примем, что ученики могут быть разными, и когда начнем сравнивать обучающихся не друг с другом, а с собой. Ведь только так можно определить реальный рост и темп развития. При всех сложностях американская система образования уже прошла достаточно большой путь в направлении формирования спроса и массового внедрения персонализации в систему. От программы «Один к одному» и законов No child left behind (2002), Every student succeeds (2015) до реформы нынешней администрации, направленной на разгосударствление общей системы образования, можно отследить достаточно много последовательных шагов, направленных на стимулирование школ к более индивидуальному подходу.
Шаг 1. Ценность аналитики и данных в процессе управления образованием
В 2002 году был принят закон No child left behind, в рамках которого каждый штат и каждая школа должны собирать и предоставлять расширенную отчетность об успеваемости детей. Каждый штат может принимать свои стандарты и методы оценки успеваемости, но обязан сдавать данные и мониторить улучшения в течение года. На базе этой аналитики принимаются решения о выделении федеральных бюджетных средств. Изначально процесс работы с данными шел крайне сложно, для школ это дополнительная головная боль — непонятно, почему нельзя просто отчитываться поступлениями и сдачей единых экзаменов. Также внедрение законопроекта не сопровождалось образовательной программой для педагогов и директоров, поэтому для многих было неочевидно, зачем эти данные нужны на уровне школы и как можно инструментально их использовать.
Со временем агрегация большого объема данных позволила привить ценность и потребность в наглядных результатах и отслеживании динамики. Наличие инструментов, позволяющих видеть динамику каждого ученика, сравнивать ученика с собой, а не с другими, является важным фундаментом для построения персонализации. Школы, педагоги, родители должны понимать ценность данных и уметь инструментально их использовать для того, чтобы можно было говорить о персонализации. Если принятие решения о том, как именно персонализировать, будет зависеть исключительно от мнения учителя, пожеланий родителя и настроения учащегося, то персонализация не оправдает ожиданий.