Когда мы говорим о персонализации, обычно мы думаем об уникальных заданиях и о таких же образовательных путях. Наши представления сводятся к индивидуализации контента посредством адаптивных технологий. Мы же попробуем посмотреть на задачу персонализации более широко и увидеть, какие проблемы и как решают разные Edtech-компании в мире.
Начнем с наиболее очевидного —
платформ для адаптивного обучения (контентные платформы). Это те самые «персональные автомобили», которые ускоряются или притормаживают в зависимости от успехов учащихся. Начинкой данных решений является контент и методика его подачи.
В России наиболее известный пример в средней школе — это компания «Учи.ру», которая делала свои первые шаги и начинала с математики, а сейчас занимается и другими предметами. В США же можно найти десятки компаний, занимающихся адаптивным обучением. Так, компания Dreambox (здесь и далее первое число — год начала работы компании; второе число — сумма инвестиций, привлеченных компанией; 2004, $45 млн согласно базе Crunchbase) все свои ресурсы вкладывает только в математику. Mindspark.in — индийский ответ США и России. В Корее можно упомянуть об одном из продуктов Kidaptive, который решает ту же задачу.
Mangahigh — британский ответ, который масштабируется на США, Австралию и Бразилию. Так же, как и продукт Dreambox, данная математическая платформа выглядит практически как компьютерная игра.
Отдельно можно упомянуть Matific, еще одно международное решение, доступное на 60 языках, включая русский (кажется, что сайт переведен программой, а не человеком).
KnowRe (2012, $15 млн) интересна не только своей адаптивной составляющей в математике, но и тем, что предлагает интересную визуальную карту обучения этому предмету, а также геймификацию обучения.
Есть решения и для высшего образования. Голландская компания Sowiso предлагает персонализированную платформу для изучения высшей математики (матанализ). Математика является дисциплиной номер два (после английского) по количеству разного рода адаптивных решений, поэтому такое разнообразие неудивительно.
Персонализация не обошла и навыки чтения. Компания NewSela (2012, $22 млн) учит детей литературе и чтению на основе современных актуальных статей и журналов (компания активно добавляет переработанные статьи более чем из 20 различных источников, включая Guardian и National Geographic). Все статьи тегируются возрастом, темой или дисциплиной, соотнесены со школьной образовательной программой США, имеют специальные тесты по прочтению каждого задания, а ко всем сложным и новым словам даются всплывающие определения. Учитель может назначать статьи каждому ребенку в отдельности и видеть прогресс учеников.
Самую известную бесплатную контентную платформу KhanAcademy (2006, $10 млн), где каждый может двигаться со своей скоростью (есть русские субтитры), я не буду описывать.
Вторым отдельным блоком я вынес
изучение английского языка. Это одна из самых щедро профинансированных отраслей Edtech, так как наиболее просто масштабируется. Здесь можно увидеть два принципиальных подхода к вопросу персонализации подачи материала.
Первый вариант — полностью технологические решения без учителя (порой их относят просто к помощникам основного обучения с педагогом). Представителем такого подхода в России является компания LinguaLeo (2010). Ключевые западные гиганты — это DuoLingo (2011, $108 млн), Babbel (2007, $33 млн) и Busuu (2008, $17 млн). Каждое из решений учит тебя английскому с учетом твоего текущего уровня знаний, постоянно тестирует в промежутках. Использует идеи геймификации и социальных сетей для поддержания мотивации. Отдельно хочется отметить китайское решение Liulishuo (2012, $100 млн), построенное на основе ИИ. Продукт помогает отрабатывать произношение заметно лучше, чем какой-либо педагог (произношение — наиболее сложный аспект английского языка для китайцев). Приложение будет слушать вас столько раз, сколько необходимо, и давать указания о том, насколько точно вы произносите слова. По исследованиям компании данное технологическое решение ставит произношение заметно лучше живого учителя.
Второй вариант персонализации в области изучения английского назовем «восточным». Восток (а точнее, главный образовательный рынок мира — Китай) пошел в вопросе персонализации в обучении языкам прямым путем — репетиторство один на один. Подавляющее большинство людей в Китае учат язык офлайн, но также распространено и онлайн-обучение один на один. В России эту модель представляет компания Skyeng. В Китае наиболее известные игроки — VIPKID (2013, $825 млн), 17zuoye (2007, $585 млн), Itutorgroup (2004, $315 млн) и др. Нужно отметить, что эти компании значительно опережают западные аналоги как по количеству юзеров, так и по стоимости компаний. Так, VIPKID привлекла в апреле 2018 года в своем седьмом (!) раунде инвестиций $500 млн. Такой бум частного изучения английского языка в Китае — уникальное культурное явление для страны.
Отдельно я хотел бы выделить необычное решение по персонализации в области отработки
writing skills — Grammarly (2008, $110 млн). Формально это аддон для браузера, который проверяет орфографию и грамматику, когда вы что-либо пишите в Интернете или в каких-либо приложениях (почта, Google Docs и т. д.). Данное решение на голову выше любого решения от Microsoft и Google. Программа неустанно напоминает тебе о забытых предлогах, слишком сложных предложениях, рекомендует синонимы и следит за присутствием всех запятых, что стало высшим пилотажем в бизнес-переписке на английском языке. Я как пользователь приложения с двухлетним стажем могу сказать, что ни один учитель, курс или программа не дали мне в области правописания столько, сколько вложила в меня программа Grammarly, давая моментальный фидбэк в каждом письме или эссе, которое мне приходилось писать на английском. Это решение учит и помогает тебе ровно в тот момент, когда тебе требуется необходимый скилл. Решение становится все более распространенным среди англоговорящих студентов и офисных клерков (компания формально базируется в Силиконовой долине, по факту это украинская команда с рекордным для Edtech размером инвестиций для всей Европы $110 млн). Данное решение я бы крайне рекомендовал всем учителям английского языка (у компании фримиум-модель работы).
Третий блок — это
LMS-системы в области образования. Если фокус контентных платформ сделан на изучаемой дисциплине, то фокус LMS сделан на том, как управлять контентом, как, когда, кому и какой контент предлагать, а также как разным участникам образовательного процесса анализировать то, как этот контент изучается. Тема LMS настолько обширна, что только ей можно посвятить отдельный выпуск. Так, на ресурсе elearningindustry, посвященном англоязычным LMS, приведен анализ 300 решений. Только для школьного образования можно найти несколько десятков вариантов, ввиду чего школы США нередко обращаются к Edtech-консультантам, чтобы те помогли выбрать правильный. И если в США уже прошло несколько поколений LMS, то Россию еще ждет расцвет LMS, в первую очередь благодаря «цифровой» школе.
Так как инновации в области образования распространяются очень медленно, а смена LMS сравнима с пожаром, как правило, наиболее популярные решения являются наиболее старыми и морально устаревшими. Ниже я выделю несколько наиболее интересных, но далеко не наиболее распространенных примеров.
- Средняя школа — Schoology (2009, $57 млн): простота в использовании и хорошая нативная аналитика по учащимся.
- SEQLA (2006, $8,5 млн) — австралийское решение, которое интегрировало в себя и персонализацию в области доставки контента, и аналитику для учителей.
- Empowerlearning — школьное LMS, ориентированное на то, чтобы каждый ребенок шел со своей скоростью и наверняка освоил материал (skill\competency-based подход).
Отдельно автора статьи впечатлил кейс от Scolera. Компания вышла с локального рынка школьных LMS Египта на конкурентные рынки США и Англии. Россия, где ты?
Высшее образование: ItellusLearning (2011) собирает в рамках одной платформы более 4 миллионов (!) учебных материалов от различных контентных провайдеров. Таким образом, профессора могут давать уникальные материалы для каждого студента или класса, не переходя от системы к системе, а реализовать их в рамках одного платформенного решения (проблема переизбытка контента пока еще не захлестнула Россию, но вполне может прийти и на российский рынок).
В области корпоративного обучения и lifelong learning можно выделить ряд необычных решений.
Напрмер, Degreed (2012, $72 млн) — платформа каждый день формирует актуальный видео- и текстовый контент с учетом интереса к той или иной дисциплине (так, я каждый день получаю новые 3–15-минутные статьи и видеоматериалы по технологиям, образованию и предпринимательству). Интересно, что само решение не создает контент, а подтягивает его из сотен разных источников.
Claned (наши соседи финны, 2013, $7 млн) — решение использует ИИ для отбора наиболее актуального для вас контента. Схожую задачу решает и Declara (2012, $30 млн), используя ИИ для предоставления наиболее актуального для вас контента.
Специалистам в области корпоративных университетов я бы порекомендовал посмотреть внимательнее на такие решения, как Axonify (2011, $27 млн) и Grovo (2010, $73 млн), чтобы персонализировать, прокачать инновационность и персонализированность своих корпоративных университетов.