© 2022 Издательство журнала EdExpert
ПРО РОСТ. ФРАНЧАЙЗИНГ

Обаяние молодости

Образовательные франшизы: энергия и взрывной рост
Михаил Мордасов
Соучредитель компании «Смарт Курс»
В начале 2015 года мы в «Смарт Курс» начали серьезно задумываться над запуском своей франшизы. Этому предшествовали запросы из других городов и стран. Поначалу это казалось приятным признанием, но после 20 запросов мы поняли, что за наш продукт и бренд люди готовы платить деньги. Нашли специалиста, который помог быстро оформить базовые, как нам тогда казалось, документы. Разместили информацию на beboss и openbusiness и стали ждать первых франчайзи.

Отработав 150 заявок, пришли к выводу, что до франшизы мы все-таки не доросли. Не хватало маркетинговой поддержки для регионов, зарегистрированного торгового наименования и, самое главное, подтверждения жизнеспособности модели где-либо, кроме Москвы. И можно было бы расстроиться, ведь деньги на специалиста потрачены, сайт запущен, размещение на площадках оплачено, а продукта, как оказалось, нет.

Но нам удалось выделить категорию запросов от существующих игроков рынка, которым не требовались наши бизнес-процессы и торговая марка, но очень нужны были методические материалы и чек-листы по взаимодействию с подростками и их родителями. Мы переписали предложение и начали продавать то, что у нас было — контент. Прошло два года, и нашими материалами пользуются в 53 городах и восьми странах. Несмотря на то, что своей франшизы у нас нет, это очень интересный рынок, и мы продолжаем за ним следить.

Совместно с редакцией журнала EDexpert мы решили разобраться с тем, что происходит на рынке образовательных франшиз в 2018 году, изучив для этого 83 предложения, обозначенных как «обучение», «образование» или «развитие».
Молодой рынок
Несмотря на то, что возраст старейших игроков рынка — 25 лет, больше половины компаний, предлагающих свою франшизу, младше пяти лет.

Образование — тренд, поэтому неудивительно, что в этот сегмент приходит все больше и больше новых игроков. С одной стороны, это хорошо для рынка, он растет, становясь более разнообразным, появляется больше конкуренции, а значит, итоговое предложение для клиента становится лучше. Но с точки зрения будущего франчайзи мы все-таки рекомендуем более внимательно изучать предложения молодых команд, хотя бы потому, что статистика по закрытию молодых бизнесов в первые пять лет все еще на уровне 95 %.



Таблица 1. Самые молодые образовательные франшизы (по данным сайта beboss.ru)
Популярные направления
Среди всех изученных предложений самым популярным является изучение языка. Спасибо Илоне Давыдовой и группе «На-на» за популяризацию! Если серьезно, то самой дорогой образовательной компанией на российском рынке является SkyEng, которая как раз помогает изучать иностранные языки.

Мы нашли 18 языковых франшиз, но, судя по тому, что только в «Яндексе» люди ищут «английский язык» более 14 млн раз, этот сегмент рынка образования сможет вместить в себя еще не один десяток более мелких сетей.

На второй строчке развивающие центры для детей. Это и бережное, и раннее развитие, и интеллектуальное развитие, а также курсы скорочтения, мнемотехника, ментальная арифметика и даже эмоциональный интеллект.

Из 16 предложений, которые мы изучили, семь посвящено открытию центров ментальной арифметики. Мы так и не смогли понять феномен популярности этого направления, но это определенно тренд, ведь за последние два года количество запросов в «Яндексе» выросло в десять раз, до 116 000 в месяц. И вместе с запросами растет и количество провайдеров, в том числе зарубежные франшизы. KidsBrain, например, европейская методика, которую уже адаптировали и начали масштабировать по всей стране на базе центров «Юниум».

Конечно, центров развития гораздо больше, чем 16. Но, скорее всего, большинство останутся единичными, поскольку представляют авторскую методику, завязанную на фигуру собственника или команды основателей. А такой вариант, к сожалению, имеет мало шансов на тиражирование. Возможно, они пойдут по пути «Смарт Курс» и «упакуют» свои методики так, чтобы ими было удобно пользоваться другим специалистам, и тогда тиражирование пойдет иным методом.

Замыкают тройку лидеров спортивные секции: 13 предложений. Вообще, это удивительно. Спорт и творчество всегда были частью государственной системы дополнительного образования. И вот за последние четыре года появляются две компании, «Чемпионика» и «Юниор», в кратчайшие сроки создавшие на двоих почти 800 футбольных секций по всей стране. А следом их уже догоняет «Футболика» с еще 80 секциями. А еще хоккейные секции от Hockey Family и волейбол от Taktika. Интересно, что все эти секции не являются конкурентами для существующих СДЮШОР'ов, так как в основном работают на аудиторию до семи лет и создают отдельную нишу «подготовки к большому спорту». Ну и для здоровья хорошо.



Таблица 2. САМЫЕ КРУПНЫЕ ФРАНШИЗЫ
Еще одно открытие — детские бальные студии. Мы нашли пять провайдеров, и их суммарная сеть составляет 317 бальных студий по всей стране. Основная аудитория этих студий, как и в футбольных секциях — дети до семи лет.

Четвертое место по популярности — программирование и робототехника. Несмотря на то, что Агентство стратегических инициатив усердно популяризирует «Национальную технологическую инициативу», мы смогли найти всего шесть франшизных предложений по робототехнике и программированию. Запрос на робототехнику в «Яндексе» вырос до 180 000 в месяц, и это трехкратный рост за два года, так что, скорее всего, этот сегмент образования в ближайший год пополнится количеством провайдеров.

Пятое место — центры подготовки к экзаменам. Это направление оказалось самым волатильным. В начале 2017 года было 13 предложений. Сейчас на самых популярных площадках, посвященных франшизам, представлено всего шесть.

«Юниум», будучи старейшим игроком в этом сегменте, остается лидером по общему количеству открытых центров (63), но его догоняет молодая компания «Годограф» (59), созданная в 2012 году.

Вообще, за это направление не стоит переживать: почти 2 миллиона школьников, ежегодно сдающих экзамены, и 6 миллионов запросов «ЕГЭ» в «Яндексе» не позволят этому рынку стагнировать и лишь будут подхлестывать к созданию качественных решений, в том числе онлайн, как это делают «Максимум» и «Фоксфорд».

Последняя категория — частные детские сады. Несмотря на то, что, по официальным данным, в России больше нет проблем с детскими садами, сегмент достаточно активно развивается. Мы посмотрели пять предложений. Все сети растут, суммарное количество садов уже более 120. Такие сады обычно рассчитаны на 20–40 детей и обычно выходят на окупаемость уже после 20 детей. На наш взгляд, это направление продолжит расти в ближайшие годы, а появление новых сетей не заставит себя долго ждать.
Про деньги
Большинство франшизных предложений обещает окупаемость в течение двух лет. При этом уровень инвестиций, требуемых для старта бизнеса, имеет достаточно большую «вилку» — от 100 000 рублей до 10 000 000 рублей.

Без детального изучения финансовой модели достаточно сложно делать какие-либо выводы о жизнеспособности любой из 84 изученных франшиз, но здравый смысл подсказывает, что чем дольше компания на рынке, тем больше успешных кейсов она собрала и передает своему франчайзи.

Лично я бы вряд ли решился купить франшизу компании, созданной два года назад. С другой стороны, взрывной рост таких проектов, как Smartkids (ментальная арифметика) и «Графоград» (курсы подготовки к ЕГЭ), манят запахом успеха и энергией молодой команды, у которой получилось.

Отдельно хочется обратить внимание на франшизы за 100 000 рублей. Скорее всего, пакет документов, передаваемых за эти деньги, будет очень скудным, и молодым предпринимателям будет очень сложно увеличить свои шансы на выживание бизнеса в первые годы с помощью этого «мануала». Конечно, везде есть исключения, и 100 000 не самые большие деньги для теста гипотезы. И, скорее всего, любой франчайзи потратит в 2–5 раз больше денег, учась на своих ошибках, которые, к сожалению, не будут описаны в гайде от франчайзера.

Таблица 3. САМЫЕ ДЕШЕВЫЕ ФРАНШИЗЫ
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: