Среди всех изученных предложений самым популярным является изучение языка. Спасибо Илоне Давыдовой и группе «На-на» за популяризацию! Если серьезно, то самой дорогой образовательной компанией на российском рынке является SkyEng, которая как раз помогает изучать иностранные языки.
Мы нашли 18 языковых франшиз, но, судя по тому, что только в «Яндексе» люди ищут «английский язык» более 14 млн раз, этот сегмент рынка образования сможет вместить в себя еще не один десяток более мелких сетей.
На второй строчке развивающие центры для детей. Это и бережное, и раннее развитие, и интеллектуальное развитие, а также курсы скорочтения, мнемотехника, ментальная арифметика и даже эмоциональный интеллект.
Из 16 предложений, которые мы изучили, семь посвящено открытию центров ментальной арифметики. Мы так и не смогли понять феномен популярности этого направления, но это определенно тренд, ведь за последние два года количество запросов в «Яндексе» выросло в десять раз, до 116 000 в месяц. И вместе с запросами растет и количество провайдеров, в том числе зарубежные франшизы. KidsBrain, например, европейская методика, которую уже адаптировали и начали масштабировать по всей стране на базе центров «Юниум».
Конечно, центров развития гораздо больше, чем 16. Но, скорее всего, большинство останутся единичными, поскольку представляют авторскую методику, завязанную на фигуру собственника или команды основателей. А такой вариант, к сожалению, имеет мало шансов на тиражирование. Возможно, они пойдут по пути «Смарт Курс» и «упакуют» свои методики так, чтобы ими было удобно пользоваться другим специалистам, и тогда тиражирование пойдет иным методом.
Замыкают тройку лидеров спортивные секции: 13 предложений. Вообще, это удивительно. Спорт и творчество всегда были частью государственной системы дополнительного образования. И вот за последние четыре года появляются две компании, «Чемпионика» и «Юниор», в кратчайшие сроки создавшие на двоих почти 800 футбольных секций по всей стране. А следом их уже догоняет «Футболика» с еще 80 секциями. А еще хоккейные секции от Hockey Family и волейбол от Taktika. Интересно, что все эти секции не являются конкурентами для существующих СДЮШОР'ов, так как в основном работают на аудиторию до семи лет и создают отдельную нишу «подготовки к большому спорту». Ну и для здоровья хорошо.
Таблица 2. САМЫЕ КРУПНЫЕ ФРАНШИЗЫ