1. РОЛЬ В ОБРАЗОВАНИИ
Академические структуры меняются гораздо медленнее, чем любые другие. В образовании отсутствуют экономические стимулы к трансформациям, а боязнь перемен отрицательно влияет на инновационность системы в целом. В этой связи ключевая роль в принятии инноваций принадлежит субъектам системы и ее лидерам — инноваторам, готовым принять нововведение, адаптировать и усовершенствовать его в соответствии со своим видением.
С целью мониторинга существующих инновационных проектов Институт образования НИУ ВШЭ с 2014 г. проводит Конкурс инноваций в образовании (КИвО). Активность инноваторов свидетельствует: на местах есть люди, продвигающие свою образовательную идею, совершающие действия, направленные на внедрение новшеств. На первый же конкурс было подано 577 инновационных проектов с численностью команд от одного до шести человек.
Чтобы выявить основные черты современного инноватора в области образования, его отличительные социальные и профессиональные характеристики, а также ценностные ориентации, тогда же, в 2014 г., было проведено исследование участников КИвО. В опросе приняли участие 304 человека, в том числе 227 руководителей проектов. Материалы исследования опубликованы в статье «Портрет инноватора образования XXI века» (авторы Королева Д. О., Хавенсон Т. Е).
2. КАЧЕСТВА
В 1962 г. автор теории диффузии инноваций Э. Роджерс дал описание характерных черт поведения инноватора:
- осуществлять контроль финансовых ресурсов, чтобы сгладить возможные потери вследствие убыточной инновации;
- понимать и применять сложные технические знания;
- быть в состоянии справиться с высокой степенью неопределенности относительно нововведения;
- быть готовым принять случайную неудачу, когда одна из инновационных идей не находит понимания в обществе или оказывается не столь эффективной, как ожидалось.
Одной из характерных особенностей инноватора является готовность идти на риск. Роджерс предполагал, что инноваторы обязательно космополиты, они нуждаются в общении с себе подобными за пределами государственных границ, притом что именно они являются основными распространителями новшеств в локальном сообществе.
Опираясь на концепцию инновации и задачи инновационных проектов в сфере образования, разработанные ОЭСР, авторы исследования сформулировали следующее определение понятия «инноватор в образовании»: это актор, генерирующий и продвигающий собственные идеи или принимающий нововведения, открытый новому опыту, готовый идти на риск, инициативный, обладающий воображением и креативностью
3. ЗАДАЧИ Согласно определению ОЭСР, инновации в образовании направлены на решение четырех основных задач: улучшение результатов обучения и качества предоставления образовательных услуг; выравнивание доступа к качественному образованию; повышение эффективности предоставления образовательных услуг и управления системой в целом; соответствие потребностям быстро меняющегося общества.
4. ЦЕННОСТИ Самостоятельность, универсализм и благожелательность. Именно эти ценности в наибольшей степени определяют поведение участников Конкурса инноваций-2014, согласившихся принять участие в исследовании.
Высокий показатель самостоятельности (по опроснику Шварца) свидетельствует о том, что человек независим в своих действиях от мнения других, не испытывает страха перед новым, ему свойственны изобретательность и любопытство. Он стремится контролировать происходящее, полагаясь на собственные умения и возможности.
Тот факт, что у опрошенных высоко в иерархии стоят ценности универсализма и благожелательности, означает, что они хотят направлять свою активность на улучшение жизни окружающих, выходят за пределы своего я, то есть нацелены на заботу об общем благосостоянии и на интересы других.
5. СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Среди участников КИвО-2014 треть (33,8%) составили сотрудники необразовательных учреждений, 29,1% — преподаватели вузов и колледжей, 25,6% — школьные учителя. В нем также приняли участие студенты (27%) и даже школьники (7%).
Участие в исследовании ценностных профилей было добровольным. В анкете содержалось два вопроса о работе: о форме занятости респондентов и об области, в которой они работают.
По преимуществу участники конкурса (77%) на момент опроса работали с полной занятостью, еще 15% — с частичной. Более трети преподавали или были научными сотрудниками учреждений профессионального образования (34%). Почти четверть опрошенных — школьные учителя (23%), каждый шестой — преподаватель учреждения дополнительного образования (17%). Около 30% школьных учителей и 20% сотрудников учреждений профессионального образования совмещают педагогическую деятельность с административными должностями. В опросе также участвовали люди, имеющие свой бизнес, не обязательно связанный с образованием (10%).
Все респонденты имеют высшее образование, каждый третий — кандидат или доктор наук (33%), у 1,7% опрошенных есть степень MBA.
Большинство опрошенных конкурсантов были активны в плане различных форм дополнительного образования (тренинги, курсы, семинары и т. д.). За последние три года две трети респондентов проходили краткосрочные тренинги и курсы онлайн (регулярно — 20%, периодически — 43%) и почти 84% занимались на очных курсах (регулярно — 21,6%, периодически — 62%).
6. ОТЛИЧИЯ И ОСОБЕННОСТИ Иерархия ценностных ориентаций опрошенных участников КИвО-2014 существенно отличается от ценностных приоритетов населения России (по данным Европейского социального исследования-2012, European Social Survey).
Конкурсанты значительно более самостоятельны и независимы в своих действиях и суждениях. Они ориентируются на ценности универсализма и благожелательности, то есть позитивно настроены. Ценность открытости новому, активная жизненная позиция (риск/новизна) для опрошенных участников конкурса не очень высока, но ее позиция значительно выше, чем для выборки по России в целом, где риск/новизна стоят на последнем месте.
Ценность безопасности имеет высокое положительное значение в национальной выборке и близка к нулю у инноваторов образования. Соотношение показателей ценности риска и открытости новому опыту обратное. В совокупности эти данные свидетельствуют: инноваторы в меньшей степени, чем россияне в целом, рассчитывают на защиту со стороны окружающих или государства и готовы к трудностям и их преодолению.
Российское общество традиционно характеризуется как консервативное, об этом говорят и относительно высокие баллы по ценностям безопасности, традиции и конформности в исследовании ESS-2012 г.: они занимают 1-е, 5-е и 6-е места соответственно. Такие же выводы были сделаны по данным 2006 г. В иерархии участников конкурса ценность традиции занимает 7-е место (−0,3), а ценность конформности находится на последнем (−0,8). В списке ценностей инноваторов безопасность занимает 4-е место: здесь, очевидно, сказывается общероссийский высокий запрос на безопасность и стабильность.
7. БАРЬЕРЫ «На Конкурс инноваций в образовании-2016 мы приехали с идеей. Скорее, даже с мечтой об организации большого бизнеса, о выходе на международный рынок. Мы были в самом начале пути, и куда идти дальше, было непонятно…»
«Конкурс инноваций в образовании я бы назвал фабрикой, где учат реализовывать уже сгенерированные идеи и искать точки для их дальнейшего роста… На летней школе представляется отличная возможность увидеть результаты выступлений и доработки презентаций после индивидуальных консультаций с экспертами и сравнить их с первыми вариантами, что позволяет говорить о том, что комплекс мероприятий школы имеет реальный эффект».
Отзывы участников КИвО лишний раз свидетельствуют, что предпринимательская, коммерческая составляющая претворения в жизнь их идей дается совсем нелегко.
Отчасти это подтверждается и результатом нашего исследования ценностного профиля. «Безопасность», «достижение» и «риск/новизна» получили средние баллы, то есть не настолько важны, чтобы определять поведение. Хотя, безусловно, респонденты хотели бы жить в стабильном обществе, заинтересованы в достойной оценке своей деятельности, в уважении других и самоуважении. Наименьшие баллы получили «традиция», «гедонизм», «конформность», «власть/богатство». Участники конкурса не руководствуются желанием угодить своим близким, они не боятся нарушить существующие общественные нормы. Также им несвойственно стремление к деньгам или власти, не основанной на собственных достижениях.
Ценностные ориентации определяют поведение человека в различных жизненных ситуациях, трансформируются в мотивы к реализации конкретных жизненных проектов и задают их формат. В следующем году мы планируем повторить исследование. Это позволит увидеть, как меняется состав группы инноваторов образования, какие ценностные ориентации им свойственны, а значит, каковы мотивы их деятельности.