Отсутствие благоприятной организационно-правовой среды для государственно-частного партнерства и диалога между коммерческими организациями и государством — основной барьер для появления на рынке новых компаний.
Частные организации вынуждены проводить занятия в арендованных помещениях и тратить на это до 40% от дохода. Налоговая отчетность, значительные социальные и пенсионные выплаты еще больше усложняют работу.
У негосударственных организаций меньше возможностей получить грант на разработку образовательных программ. Кроме того, они, как правило, лишены информационной поддержки со стороны государства и государственных учреждений (детских садов, школ, университетов) — информация не размещается на порталах госуслуг, на официальных интернет-ресурсах органов управления образованием.
Сегодня в группе российских регионов реализуется проект введения персонифицированного финансирования, предусматривающий возможность выбора семьей частной организации, которой государство обязано будет выделить закрепленные в индивидуальном сертификате бюджетные средства на обучение. Такая модель существенно расширяет потенциальную аудиторию организаций частного сектора. Однако эксперты опасаются, что для частных организаций будет создан барьер в виде обязательного лицензирования или еще каких-либо дополнительных требований.
Кстати, лицензирование уже сейчас создает проблемы для статистического учета. По мнению экспертов, большинство организаций дополнительного образования предпочитает обходить эту процедуру. Наш анализ показывает, что значительная их часть осуществляет свою основную деятельность по кодам ОКВЭД, не включенным в группу «85. Образование», а именно «72. Научные исследования и разработки», «74. Деятельность профессиональная научная и техническая прочая», «90. Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений», «93. Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений».
По отношению к лицензированию коммерческие организации можно разделить на три типа. Первый — это те, кто уже имеет образовательную лицензию. Как правило, это организации, давно присутствующие на рынке, приспособившиеся к требованиям отчетности и спокойно существующие в образовательном поле.
Вторая группа — те, кто не имеет, но хочет получить образовательную лицензию. Это проекты с серьезными инвестициями, сумевшие в короткие сроки заявить о себе на рынке и построить сеть организаций в регионах страны. Представители данной группы понимают риски того, что государство может в любой момент предъявить новые требования к получению образовательной лицензии, и выступают с предложениями по упрощению механизма лицензирования.
Эти предложения второй группы можно обобщить. Во-первых, процесс подачи заявки на образовательную лицензию должен быть автоматизирован и технологизирован. Во-вторых, должен быть создан рекомендательно-консультационный сервис для желающих получить образовательную лицензию. Этот сервис должен оказывать реальную помощь с поиском и арендой помещений для проведения занятий с детьми. В-третьих, требования СанПиНов к помещениям должны быть пересмотрены из-за невозможности соблюдения всех представленных в регламенте пунктов. В-четвертых, введение различия между лицензированием образовательной программы и лицензированием помещения, а также создание прозрачных схем взаимодействия между владельцами помещений и руководителями организаций дополнительного образования детей могло бы способствовать развитию системы партнерских отношений на рынке. Наконец, система лицензирования не должна быть всеохватывающей и излишне зарегулированной, так как некоторые проекты по своему формату не смогут вписаться в правила и вынуждены будут уйти в тень.
Даже при возможном упрощении системы получения лицензии не все организации, работающие ныне на рынке, желают стать ее обладателями. К ним относится третья группа коммерческих организаций, и в первую очередь различные эдъютейнмент-проекты и локальные, нишевые проекты. Они объясняют свою позицию так: наличие лицензии не гарантирует качества предоставляемых образовательных услуг, не влияет на результативность проведенных с детьми занятий и не увеличивает спрос на услуги организации. Отсюда необходимость получения лицензии ставится под вопрос. Во-вторых, лицензирование и даже квалификация некоторых практик как дополнительного образования проблематично и неэффективно ввиду их специфики и разнообразия (летние школы, проектная деятельность, эдъютейнмент и др.).
Единая обязательная лицензия на все виды образовательных инициатив может затормозить, если не уничтожить рынок коммерческих нестандартных проектов.