Во многих странах мира, показывающих высокие образовательные результаты школьников (Финляндия, Швеция, Англия, Австралия), в течение последних лет принимаются новые программы и стандарты дошкольного воспитания, повышается внимание к раннему развитию [Hu, Roberts, 2013]. Эти страны основывают свою политику с учетом высокой отдачи от инвестиций в развитие человеческого капитала на ранней стадии, которую обосновал нобелевский лауреат Джеймс Хекман [Heckman J. et al, 1996, 1997]. К примеру, в Австралии 46% услуг по дошкольному образованию и уходу за детьми находится в частной собственности [Tayler, 2016].
Современные программы дошкольного образования ориентируются на развитие инициативы, креативности, навыков дисциплины, ответственности, самоорганизации и кооперации, и в первую очередь через игровые формы деятельности [Freitas et al., 2008]. Наряду с этим значительное внимание уделяется общекогнитивному развитию детей — логического, алгоритмического, стратегического и пространственно-временного мышления, понятийного аппарата, коммуникативных способностей благодаря созданию соответствующих ситуаций и организации взаимодействия детей, знакомству с окружающим миром, технологическим проектам. Для ребенка важен социальный фон, мотивация является одним из важнейших элементов в цикле воспитания. Специфика обучения состоит в качественном углублении ментальных моделей взаимоотношений, которые включают оценку, обязательство, уверенность, сотрудничество, творчество, любопытство, сочувствие, энтузиазм, независимость, честность, уважение, терпимость.
Программы дошкольного образования интегрируют и элементы традиционных «школьных знаний» — чтения, счета и письма, однако их освоение не может рассматриваться как главная задача дошкольного образования в противовес социальной и психологической адаптации, выравниванию стартовых возможностей и мягкому переходу с дошкольного уровня образования на уровень начальной школы.
Задача формирования норм и ценностей во всем мире признается ключевой для дошкольного образования и раннего развития. Так, в Швеции в национальных стандартах зафиксировано, что в дошкольном образовании должны быть сформированы демократические ценности, самостоятельность, ответственность и толерантность [Vogel et al., 2003]. Большое внимание формированию чувства ответственности, принадлежности к своей культуре и уважения к другим культурам, способности к сотрудничеству у детей уделяется не только в Швеции, но также в Новой Зеландии, Финляндии и Австралии. В последних двух странах в процессы воспитания включают задачу формирования самостоятельности у детей. Поддержка и сотрудничество являются важными аспектами программы начальных лет: детей в детских садах просят планировать и создавать совместные проекты для поиска информации и ее обсуждения в команде.